GNT1504: Безопасность жизнедеятельности

Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Содержание

Введение
Основные принципы безопасности жизнедеятельности
Воздействие химических и биологически опасных факторов
Этот модуль не является обязательным для завершения учебного курса.
Контрольная работа
Глоссарий
Этот модуль не является обязательным для завершения учебного курса.
Уведомление о завершении дисциплины

Английское название и код курса

GNT 1504 — Life Safety.

О курсе

Курс знакомит с основополагающими принципами ноксологической культуры (культуры безопасности), способствует формированию умений: определять настоящие или потенциальные угрозы, риски и опасности для жизни и здоровья человека и окружающих его людей в условиях его жизнедеятельности; при необходимости применять элементарные методы защиты от них или организовывать превентивные мероприятия; оказывать само- и взаимопомощь; ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций.

Изучение материалов курса “Безопасность жизнедеятельности” поможет вам выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения с целью безопасного осуществления своих профессиональных и социальных функций.

Курск читается на отделении дистанционного образования РФЭТ, специальность 09.02.05 «Прикладная информатика»

Описание

В данном курсе рассматриваются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Курс основан на этапном изучении вопросов обеспечения безопасности человека и окружающих людей в процессе его жизнедеятельности и снижения связанных с этим рисков.

Требования

Курс не предусматривает каких-либо специальных требований к исходному уровню знаний.

Польза

Курс освещает широкий круг вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современном мире, может быть полезен для понимания принципов организации безопасности взаимодействия человека со окружающей средой, рациональных с точки зрения безопасности условий деятельности.

Цели и намерения

  • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
  • формирование:

    • культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
    • культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков, а также улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
    • готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий от результатов взаимодействия с объектами окружающей среды;
    • мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
    • способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
    • способностей к саморефлексии собственной безопасной жизнедеятельности для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Условия завершения и оценка

Электронный дифференцированный зачет

Для завершения дисциплины с оценкой “удовлетворительно”, необходимо выполнить 100% обязательных тестовых заданий (см. модули, обязательные к выполнению), что составляет около 30% от всех тестовых заданий;

с оценкой “хорошо” — 60% тестовых заданий курса, включая полностью сданную обязательную часть;

с оценкой “отлично” — 100% всех тестовых заданий дисциплины.

Результаты обучения

После обучения студенту следует быть способным к:

  • различению основных природных и техносферных опасностей, их свойств и характеристик;
  • пониманию характера воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду и применению методов защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
  • идентификации основных опасностей среды обитания человека, оценке рисков их реализации;
  • выбору методов защиты от опасностей, в том числе и в сфере своей профессиональной деятельности, и способов обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
  • ориентированию в области законодательных и правовых основ обеспечения безопасности и охраны окружающей среды;
  • выполнению требований безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
  • правильному поведению в чрезвычайных ситуациях;
  • владению понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
  • осуществлению рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Результат с точки зрения государственного стандарта РФ

Изучив курс, студент будет уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при чрезвычайных техногенных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи.

Используемые образовательные технологии

Технология дистанционного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология информационного обучения, технология организации самостоятельной работы, технология развития критического мышления, технология постановки цели, технология концентрированного обучения.

Рекомендованная литература

  1. Прудников С. П. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. — Минск: РИПО 2013 г.— 272 с. — Электронное издание. — ISBN 978-985-503-274-9
  2. Безопасность жизнедеятельности: учебник [Электронный ресурс]; Региональный финансово-экономический техникум. – Курск, 2015. – 155 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. — 8-е изд. — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. — 13-е изд. — СПб.-Москва-Краснодар: Лань, 2010. — 672 с.: ил.
  5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. — Изд.12-е, перераб., доп. — М.: «Дашков и К», 2007. — 420 с.
  6. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
  7. Глебова, Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Высшая школа, 2007. — 382 с: ил.
  8. Девисилов, В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ, 2009. — 496 с.: ил.
  9. Кукин, П.П. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.
  10. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков — Изд. 5-е, пере-раб. — М.: Академия, 2008. — 334 с.: ил.

Общая трудоемкость

92 часа