Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Принцип 15. Распознавание образов помогает идентифицировать буквы, написанные различными шрифтами

Не утихают споры о том, какой шрифт лучше, легче для восприятия или больше соответствует духу времени. В одном из таких споров обсуждаются два типа шрифтов — шрифты с засечками и без засечек. Сторонники шрифтов без засечек говорят, что эти шрифты воспринимаются легче, поскольку они простые и ясные; противники же возражают, что, напротив, шрифты с засечками легче воспринимаются потому, что засечки направляют глаз читающего к следующей букве. На самом деле исследования показали, что

не существует разницы в понимании, скорости чтения или каких-либо других показателях между этими группами шрифтов

Люди распознают буквы, сверяясь с образами

Каким образом мы распознаем во всех символах на рис. 15.1 букву А?

Рис. 15.1 Мы распознаем множество вариантов начертания буквы

Мы не храним в памяти все варианты начертания буквы «А». Вместо этого в мозге формируется образ буквы «А». Когда мы видим нечто подобное, наш мозг узнает этот образ. (См. обсуждение геонов в разделе «Как человек видит», чтобы получить больше информации о том, как мы распознаем формы).

Дизайнеры используют разные шрифты для того, чтобы создать настроение, произвести впечатление или вызвать ассоциации. Некоторые семейства шрифтов связываются в нашем представлении с определенной исторической эпохой (Old style или Modern), тогда как другие передают эмоциональный настрой. Однако с точки зрения удобочитаемости выбор шрифта не имеет значения, если только шрифт не содержит такого количества завитушек, что трудно распознать буквы.

Избыточное количество декоративных элементов затрудняет распознавание образов.

На рис. 15.2 показаны различные декоративные шрифты. Первый шрифт относительно легок для чтения; каждый последующий шрифт становится все более сложным. Мозгу трудно распознавать образы букв в сложных шрифтах.

Рис. 15.2 Некоторые декоративные шрифты легко читаются , тогда как чтение других вызывает трудности

Если вас интересуют исследования, касающиеся шрифтов, оформления текстов и удобочитаемости, посетите блог Алекса Пула

От восприятия шрифта зависит понимание текста

В ходе эксперимента Хьюнджин Сонг и Норберт Шварц (Hyunjin Song, Norbert Schwarz) давали участникам письменные инструкции о том, как выполнять физическое упражнение. Если инструкции были написаны легким для чтения шрифтом (например, Arial), «подопытные» считали, что на выполнение этого упражнения уйдет около восьми минут и что оно не очень сложное. Они даже высказывали желание включить это упражнение в свою ежедневную тренировку. Но если инструкции были написаны более декоративным шрифтом (например, Brush Script MT Italic), они оценивали время выполнения как вдвое большее — 15 минут, а также считали это упражнение трудным для выполнения (рис. 15.3) и большого желания включать его в свою тренировочную программу не выказывали.

Рис. 15.3 Использование неудобочитаемого шрифта негативно отражалось на мнении о легкости упражнения

Выводы:

  • Не существует разницы в удобочитаемости между шрифтами с засечками и без засечек.
  • Необычный и чрезмерно декоративный шрифт может мешать распознаванию образов и уменьшать скорость чтения.
  • Если люди испытывают трудности при чтении шрифта, они склонны переносить это чувство на текст в целом и могут решить, что предмет, о котором говорится в тексте, сложен для понимания.
Принцип 14. Чтение и понимание — это не одно и то жеПринцип 16. Размер имеет значение