Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)- это это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Необходимость такой подготовки обусловлена особенностями трудовой деятельности в современном обществе. Как правило в большинстве случаев это недостаточная двигательная активность, высокое эмоциональное напряжение, неблагоприятное влияние внешней среды.
В связи с уменьшением доли простого физического труда и повышением значимости таких качеств, как быстрота, устойчивость внимания и ряда других, меняются требования к физической и психической подготовке специалистов. Нередко именно состояние здоровья и низкая физическая подготовленность становятся препятствием при приеме на работу и в продвижении по службе.
Для любой сферы труда характерно значительное напряжение умственных и физических сил. Однако каждая профессия диктует свой уровень развития физических и психических качеств, наличие двигательных умений и навыков. Таким образом, физическая подготовка, например, геолога или ученого-агронома будет существенно отличаться от подготовки экономиста или инженера-проектировщика. Эти отличия находят отражение в цели и задачах ППФП.
Цель профессионально-прикладной физической подготовки - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Конкретные задачи физической подготовки к профессии определяются особенностями будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессией. Их можно получить на уроках физкультуры, в учебном материале по другим дисциплинам, например, основам безопасности жизнедеятельности, путем самостоятельного изучения специальной литературы.
Существенно, что для повышения профессиональной работоспособности могут с успехом использоваться знания из области спортивной тренировки, так как в том и другом случае имеют место общие закономерности. Например, сведения о развитии быстроты, распределении и переключении внимания, полученные в процессе занятий спортивными играми, полезны при подготовке диспетчеров, операторов пультов управления энергосистем и т. д.
Прикладные умения и навыки обеспечивают эффективность трудовых операций и безопасность выполнения определенных видов работ. В ряде случаев они способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (управление автомототранспортом, ходьба на лыжах, гребля, плавание и т. п.). Освоение прикладных умений и навыков в процессе ППФП имеет ту особенность, что не всегда требуется доводить отдельные трудовые действия до степени автоматизма в силу многогранности видов труда даже у представителей одной и той же профессии.
Прикладные физические и психические качества — это те качества, от которых непосредственно зависит выполнение профессиональных обязанностей на соответствующем уровне. Эти качества могут развиваться не только посредством специально подобранных упражнений, но и в процессе самого труда. Однако в этом случае профессиональное совершенствование человека происходит только на первых этапах и то лишь до некоторого уровня, чем и обусловлена необходимость ППФП.
Прикладные специальные качества характеризуют способность организма противостоять определенным воздействиям внешней среды: высоким и низким температурам, гипоксии, укачиванию и пр. При формировании этих качеств большое значение имеет явление так называемой неспецифической адаптации человека. Оно заключается в том, что тренированный человек быстрее аклиматизируется в новой местности, легче переносит перепады температур, более устойчив к инфекциям и т. п.
Цели и задачи физической культуры в системе организации труда | Взаимосвязь общей физической подготовки и профессиональной подготовки |