Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Вторая простая программа

В языке программирования, вероятно, нет более важной конструкции, чем переменная.

Переменная — это именованная область памяти, для которой может быть установлено значение. Она называется переменной потому, что ее значение может быть изменено по ходу выполнения программы. Иными словами, содержимое переменной подлежит изменению и не является постоянным.

В приведенной ниже программе создаются две переменные — x и y.

// Эта программа демонстрирует применение переменных.

using System;

class Example2 {
  static void Main() {
    int x;  // здесь объявляется переменная
    int y;  // здесь объявляется еще одна переменная

    x = 100;  // здесь переменной x присваивается значение 100

    Console.WriteLine("x содержит " + x);

    y = x / 2;

    Console.Write("y содержит x / 2:  ");
    Console.WriteLine(y);
  }
}

Выполнение этой программы дает следующий результат.

x содержит 100
y содержит x / 2:  50

В этой программе вводится ряд новых понятий. Прежде всего, в операторе

int x;  // здесь объявляется переменная

объявляется переменная целочисленного типа с именем x. В C# все переменные должны объявляться до их применения. Кроме того, нужно обязательно указать тип значения, которое будет храниться в переменной. Это так называемый тип переменной. В данном примере в переменной x хранится целочисленное значение, т.е. целое число. Для объявления в C# переменной целочисленного типа перед ее именем указывается ключевое слово int. Таким образом, в приведенном выше операторе объявляется переменная x типа int.

В следующей строке объявляется вторая переменная с именем y.

int y;  // здесь объявляется еще одна переменная

Как видите, эта переменная объявляется таким же образом, как и предыдущая, за исключением того, что ей присваивается другое имя.

В целом, для объявления переменной служит следующий оператор:

<тип> <имя_переменной>

где <тип> — это конкретный тип объявляемой переменной, а <имя_переменной> — имя самой переменной. Помимо типа int, в C# поддерживается ряд других типов данных. В следующей строке программы переменной x присваивается значение 100.

x = 100;  // здесь переменной x присваивается значение 100

В C# оператор присваивания обозначается одиночным знаком равенства (=). Данный оператор выполняет копирование значения, расположенного справа от знака равенства, в переменную, находящуюся слева от него.

В следующей строке программы осуществляется вывод на экран текстовой строки "x содержит" и значения переменной x.

Console.WriteLine("x содержит" + x);

В этом операторе знак + обозначает, что значение переменной x выводится вслед за предшествующей ему текстовой строкой. Если обобщить этот частный случай, то с помощью знака операции + можно организовать сцепление какого угодно числа элементов в одном операторе с вызовом метода WriteLine().

В следующей строке программы переменной y присваивается значение переменной x, деленное на 2.

y = x / 2;

В этой строке значение переменной x делится на 2, а полученный результат сохраняется в переменной y. Таким образом, после выполнения данной строки в переменной y содержится значение 50. При этом значение переменной х не меняется. Как и в большинстве других языков программирования, в C# поддерживаются все арифметические операции, в том числе и перечисленные ниже.

Арифметическая операция Значение операции
+ Сложение
- Вычитание
* Умножение
/ Деление

Рассмотрим две оставшиеся строки программы.

Console.Write("y содержит x / 2:  ");
Console.WriteLine(y);

В этих строках обнаруживаются еще две особенности. Во-первых, для вывода текстовой строки "y содержит x / 2 : " на экран используется встроенный метод Write(). После этой текстовой строки новая строка не следует. Это означает, что последующий вывод будет осуществлен в той же самой строке. Метод Write() подобен методу WriteLine(), за исключением того, что после каждого его вызова вывод не начинается с новой строки. И во-вторых, обратите внимание на то, что в вызове метода WriteLine() указывается только переменная y. Оба метода, Write() и WriteLine(), могут быть использованы для вывода значений любых встроенных в C# типов.

Прежде чем двигаться дальше, следует упомянуть еще об одной особенности объявления переменных. Две или более переменных можно указать в одном операторе объявления. Нужно лишь разделить их запятой. Например, переменные x и y могут быть объявлены следующим образом.

int x, y; // обе переменные объявляются в одном операторе

В C# внедрено средство, называемое неявно типизированной переменной. Неявно типизированными являются такие переменные, тип которых автоматически определяется компилятором. Подробнее неявно типизированные переменные рассматриваются в главе Типы данных, литералы и переменные.

Незначительное изменение программыДругие типы данных