Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Товарные знаки

В соответствии со ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право на которое удостоверяется свидетельством на товарный знак. Правила ГК РФ о товарных знаках применя­ются и к знакам обслуживания, т.е. к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых услуг.

При регистрации товарного знака заявитель выбирает соответствующие классы, установленные Международной классификацией товаров и услуг (далее — МКТУ), необходимые для индивидуализации его собственных товаров и услуг. При этом его воля при выборе классов (всего их 45) может ограничиваться только ранее зарегистрированными товарными знаками.

Расскажем немного об этой классификации. Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) была официально принята Соглашением, которое было заключено 15 июня 1957 г. странами-участницами Ниццкой дипломатической конференции, и пересмотрено в 1967 г. в Стокгольме, в 1977 г. в Женеве и изменено в 1979 г. Каждая из стран-участниц Ниццкого соглашения должна соблюдать МКТУ в качестве основной или вспомогательной классификации при регистрации знаков, а также указывать в официальных документах и публикациях о регистрации товарных знаков номера классов МКТУ в перечне товаров/услуг, в отношении зарегистрированных знаков.

МКТУ делят на 45 классов: с 1 по 34 классы составляют товары, а с 35 по 45 классы — услуги. Заглавия классов МКТУ указывают в самых общих чертах те области, к которым товары и услуги относятся. В каждом классе перечень товаров и услуг расположен в алфавитном порядке от «а» до «я».

Готовые товары классифицируются исходя из их назначения или функции. В том случае, если назначение или функция не указывается, то готовые изделия следует классифицировать по аналогии с подобными изделиями, указанными в перечне товаров и услуг. Например, обработанные семена подсолнуха относятся к 29 классу МКТУ, в котором перечислены обработанные товары, а необработанные семена подсолнуха к 31 классу МКТУ.

Классифицировать услуги необходимо исходя из направления деятельности, указанного в заглавии и в пояснениях к классу. Консультации, советы, информация относятся к тем же классам, что и услуги, которые являются объектом консультации, например: строительство относится к 37 классу, соответственно, консультации по строительным проектам будут указаны в 37 классе.

Классификация разрабатывается на двух языках: английском и французском, причем оба текста полностью равнозначны. Существуют официальные тексты классификации и на других языках: арабском, немецком, итальянском, испанском, португальском, русском языках, а также на других языках, которые определяет Ассамблея Специального Союза, состоящая из стран, подписавших Соглашение или присоединившихся к нему.

Однако правильно определить класс своего товара иногда оказывается недостаточно. Рассмотрим пример.

Летом 2010 года Роспатент отказал компании «Абрау-Дюрсо» в регистрации товарного знака Abrau, ссылаясь на Гражданский кодекс (а именно на статью 1483), который запрещает регистрацию названий, являющихся географическими.

Роспатент обнаружил, что Абрау-Дюрсо — село в Краснодарском крае России, которое входит в состав города Новороссийска, в нем расположен завод шампаниских и игристых вин. Для убедительности своих доводов ведомство даже сослалось на «Википедию», где уточняется географическое положение одноименного населенного пункта. «Абрау-Дюрсо — это не просто географическое название, это доброе имя самого высококлассного русского шампанского», — утверждает, в свою очередь, сайт предприятия.

Компания осенью подала возражения в Палату по патентным спорам. Представители предприятия напомнили о том, что Абрау является названием горного озера, на берегу которого расположен завод, а Гражданский кодекс разрешает регистрировать товарный знаки, даже когда они совпадают с названиями географических объектов, если это адрес заявителя и там он ведет фактическую деятельность. В пример были приведены патенты «Вологодское раздолье» и «Петроград».

В конце ноября Палата по патентным спорам встала на защиту производителя шампанского. Товарный знак бы зарегистрирован в начале 2011 года.

Секрет производства (ноу-хау)Авторские и смежные права