Материал предоставлен http://it.rfet.ru

История развития электронного бизнеса в России

Вопрос организации индивидуальной предпринимательской деятельности (бизнеса) в интернете в настоящее время является актуальным. Электронный бизнес является один из самых эффективных инструментов для создания и/или развития большинства видов бизнеса.

Интернет, как наиболее удобная и доступная глобальная система обмена информацией между пользователями, с каждым годом активнее внедряется и развивает бизнес-процессы. Электронный бизнес активно развивается во многих странах мира, в том числе и в России.

В России электронный бизнес зародился в 90-е годы прошлого столетия. Можно выделить несколько этапов развития электронного бизнеса в России:

  1. Период с 1998 года по 2000 год. Этап зарождения и наиболее стремительного развития интернет-магазинов. Этот период характеризуется максимальными темпами прироста. Наивысший прирост был в 1999 году и составлял 98,99%. В 2000 году прирост составлял 47,17%. Это объяснялось большими перспективами новой, молодой отрасли. Первые интернет-магазины были зарегистрированы только в крупных городах. Их было всего 298 шт. В Москве таких магазинов было 67,9%, в Санкт-Петербурге-7,32%, в Новосибирске — 3,01%, в Екатеринбурге — 1,83%,в Краснодаре — 1,61%, во Владивостоке — 1,17%.
  2. Период с 2000 по 2001 год. Этап резкого снижения темпов развития электронного бизнеса. К спаду развития электронного бизнеса привело то, что 3 апреля 2000 года первоначальное стремительное развитие интернета и избыток финансирования в молодую отрасль вызвало обвал на 214 пунктов индекса NASDAQ. Темпы прироста числа компаний снизились на 7,65%.
  3. Период с 2001 года по 2007 год. Этап становления и планомерного развития электронного бизнеса. В среднем прирост интернет-магазинов за этот период — 16,84%. Ситуация изменилась в 2008 году во время Мирового финансового кризиса.
  4. Период с 2008 года по 2010 год. Этап мирового финансового кризиса и снижение темпов развития электронного бизнеса. В 2008 году объем розничной торговли в интернет-магазинах примерно составил 2,5-3 млрд.$.

В настоящее время складывается такой портрет клиента: чем моложе пользователь Интернета, чем выше его уровень образования, выше доходы, тем вероятнее, что он будет потенциальным покупателем в интернет-магазине. За последний год аудитория интернета в регионах увеличилась на 5,8 млн человек, более чем на 90%.

Электронный бизнес разделяют на 2 формы:

  1. Электронный бизнес - основа создания бизнеса.

Примером такого бизнеса является Интернет-магазин, торгующий строительными материалами, StroyShop. Он основан на полной онлайновой модели ведения бизнеса)

2. Электронный бизнес как дополнительный инструмент развития уже существующего традиционного бизнеса. В качестве примера можно привести интернет-службу заказа товаров и услуг: заказ пиццы или обеда с сайта кафе, интернет-магазин наряду с обычным и т.п.

Такую службу отличает от традиционных магазинов:

  1. продажа ведется только через интернет;
  2. полная автоматизация деятельности компании;
  3. возможность работы круглосуточно, т.е. магазин работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, не имея ни перерывов, ни выходных дней;
  4. отсутствие товарных складов.

При добавлении к традиционному бизнесу Интернет-службы “ZakazOnLine” были получены следующие преимущества:

  1. заказы увеличились более чем в 5 раз;
  2. потенциальная база клиентов выросла до 2 млн. клиентов;
  3. заказчик самостоятельно может узнать, на какой стадии выполнения находится заказ;
  4. увеличилась заинтересованность прессы;
  5. увеличилась быстрота поиска персонала.

Электронный бизнес предоставляет следующие возможности:

  1. возможность выхода на все рынки мира;
  2. сокращение издержек в производстве;
  3. возможность бесперебойной работы бизнеса;
  4. сокращение расходов на рекламу;
  5. оптимизация и автоматизация бизнес-процессов компании.

Основными инструментами электронного бизнеса России являются:

  1. Интернет-магазин;
  2. Финансовые услуги;
  3. Интернет-аукцион;
  4. Торговые площадки;
  5. Информационный корпоративный портал;
  6. Интернет-Маркетинг.
  7. Рекламный бизнес;
  8. Разработка ПО и цифровых товаров.

В настоящее время электронный бизнес уже окончательно направлен к деньгам, к получению прибыли. По прогнозам на ближайшие 10 лет примерно 90% бизнес–организаций в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности интернет-технологии. Отсюда следует, что все компании в какой-то степени будут участниками сетевой экономики, и возможности, предоставляемые Интернетом, будут предоставлять для большинства огромный интерес.

ВведениеОсновные модели электронного бизнеса, ориентированные на бизнес-партнера