В книге «Интуитивный веб-дизайн» Сьюзан Уэйншенк говорится о роли старого мозга в сканировании окружающей среды в поисках опасности. Это также означает, что наш старый мозг всегда ищет нечто новое.
Исследование Грегори Бернса (Gregory Berns) показало, что мозг человека не только ищет неожиданное, он тянется к неожиданному.
Бернс использовал управляемый компьютером механизм для впрыскивания сока или воды в рот человека, мозг которого подвергался сканированию. Иногда участники эксперимента могли предсказать, когда произойдет впрыскивание, а иногда это было непредсказуемо. Исследователи предполагали, что они обнаружат активность, зависящую от предпочтений людей. Например, если участник исследования любит сок, тогда, если впрыскивают сок, должна наблюдаться активность в прилежащих ядрах на участке мозга, который возбуждается, когда происходят приятные события.
Однако произошло иное. Прилежащие ядра были наиболее активны, когда впрыскивание было неожиданным. Активность вызывал сюрприз, а не любимая жидкость.
Не все сюрпризы одинаковы. Если вы пришли домой, включили свет, и ваши друзья в этот момент закричали «Сюрприз!», потому что у вас сегодня вечеринка по случаю дня рождения, это совсем другой сюрприз, чем тот, когда ваш любимый кот сделал лужу посередине ковра в гостиной.
Марина Белова и ее коллеги проводили исследования (2007), чтобы выяснить, разные ли участки мозга обрабатывают информацию о приятных и неприятных неожиданностях.
Исследователи проводили эксперимент с обезьянами и смотрели, как ведет себя миндалина — часть мозга, которая обрабатывает эмоции. В этом исследовании они регистрировали электрическую активность в миндалине. Обезьяне давали воду (приятное) и направляли поток воздуха на морду (чего обезьяны не любят).
Исследователи обнаружили, что некоторые нейроны реагируют на воду, а другие на движение воздуха, но отдельные нейроны не реагировали ни на то ни на другое.
Принцип 75. Запахи пробуждают эмоции и воспоминания | Принцип 77. Занятые люди более счастливы |