Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Принцип 76. Человек обожает сюрпризы

В книге «Интуитивный веб-дизайн» Сьюзан Уэйншенк говорится о роли старого мозга в сканировании окружающей среды в поисках опасности. Это также означает, что наш старый мозг всегда ищет нечто новое.

Тяга к неожиданному

Исследование Грегори Бернса (Gregory Berns) показало, что мозг человека не только ищет неожиданное, он тянется к неожиданному.

Бернс использовал управляемый компьютером механизм для впрыскивания сока или воды в рот человека, мозг которого подвергался сканированию. Иногда участники эксперимента могли предсказать, когда произойдет впрыскивание, а иногда это было непредсказуемо. Исследователи предполагали, что они обнаружат активность, зависящую от предпочтений людей. Например, если участник исследования любит сок, тогда, если впрыскивают сок, должна наблюдаться активность в прилежащих ядрах на участке мозга, который возбуждается, когда происходят приятные события.

Однако произошло иное. Прилежащие ядра были наиболее активны, когда впрыскивание было неожиданным. Активность вызывал сюрприз, а не любимая жидкость.

Приятные сюрпризы и неприятные сюрпризы

Не все сюрпризы одинаковы. Если вы пришли домой, включили свет, и ваши друзья в этот момент закричали «Сюрприз!», потому что у вас сегодня вечеринка по случаю дня рождения, это совсем другой сюрприз, чем тот, когда ваш любимый кот сделал лужу посередине ковра в гостиной.

Марина Белова и ее коллеги проводили исследования (2007), чтобы выяснить, разные ли участки мозга обрабатывают информацию о приятных и неприятных неожиданностях.

Исследователи проводили эксперимент с обезьянами и смотрели, как ведет себя миндалина — часть мозга, которая обрабатывает эмоции. В этом исследовании они регистрировали электрическую активность в миндалине. Обезьяне давали воду (приятное) и направляли поток воздуха на морду (чего обезьяны не любят).

Исследователи обнаружили, что некоторые нейроны реагируют на воду, а другие на движение воздуха, но отдельные нейроны не реагировали ни на то ни на другое.

Выводы:

  • Все новое привлекает внимание.
  • Неожиданное не только привлекает внимание, но и вызывает приятные ощущения.
  • Хотя постоянство в определенных дозах — вещь хорошая (например, для веб-сайта), но если пользователь хочет закончить выполнение некоторой задачи, новое и неожиданное содержание или взаимодействие также хороши, если вы хотите, чтобы люди пробовали что-то новое или заходили к вам, чтобы посмотреть, нет ли чего новенького.
Принцип 75. Запахи пробуждают эмоции и воспоминанияПринцип 77. Занятые люди более счастливы