Зайдите в любой отель, дом, офис, музей, картинную галерею или другое место, где на стене висят картины или фотографии, и весьма вероятно, что вы увидите картину, похожую на изображение на рис. 78.1.
Согласно Денису Даттону (Denis Dutton), философу и автору книги «Художественный инстинкт: красота, удовольствие и эволюция человека» (The Art Instinct: Beauty, Pleasure, and Human Evolution), мы часто видим подобные изображения, потому что они притягательны для нас в течение всей эволюции со времен эры плейстоцена (посмотрите выступление Даттона на сайте TED. Даттон отмечает, что типичные ландшафтные сцены включают в себя холмы, воду, деревья (чтобы спрятаться, если придет хищник), птиц, животных и дорогу. Это идеальное сочетание для человека, обеспечивающее защиту, воду и пищу.
Теория Даттона состоит в том, что в процессе эволюции мы научились чувствовать необходимость определенных типов красоты в нашей жизни и что предпочтение картин вроде этого ландшафта помогло нам выжить как виду. Он отмечает, что представители всех культур ценят художественные произведения с подобными сценами, в том числе и те, кто никогда не жил в местности, похожей на эту.
Марк Берман (Mark Berman, 2008) и группа исследователей сначала предлагали участникам эксперимента выполнить обратную задачу на запоминание цифр, которая требует способности к фокусировке внимания. Далее участников просили выполнить задачу, которая приводит к истощению сознательного внимания. После этого некоторым участникам предлагалось прогуляться по деловой части Анн-Арбора, штат Мичиган, а другим предлагали пройти через городской дендрарий. После прогулки участников снова просили решить обратную задачу на запоминание цифр. Результаты были выше у тех, кто гулял по дендрарию.
Стивен Каплан назвал это терапией, восстанавливающей внимание.
Роджер Ульрих (Roger Ulrich) обнаружил, что пациенты, которые через окна больницы могли наблюдать картины природы, быстрее выздоравливают и меньше нуждаются в обезболивающих лекарствах по сравнению с теми, чьи окна выходят на кирпичную стену.
Питер Кан (Peter Kahn) и его команда проверили, какое влияние оказывают картины природы на работающих в офисе. Одна группа участников эксперимента работала в офисе, в котором они сидели перед окном, выходщим в сад. Вторая группа тоже наблюдала подобные сцены, но не через окно; вместо этого они могли смотреть видео с картинами природы. Третья группа смотрела на голую стену. Исследователи подсчитывали частоту сердечных сокращений участников эксперимента, чтобы определить уровень стресса.
Люди, которые наблюдали сцены в видеоролике, чувствовали себя лучше, но частота сердечных сокращений у них не отличалась от тех, кто сидел у стены. У людей, которые сидели перед окном, частота сердечных сокращений была ближе к норме, и они способны были лучше справляться со стрессом.
Принцип 77. Занятые люди более счастливы | Принцип 79. Доверие «с первого взгляда» |