Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Принцип 14. Чтение и понимание — это не одно и то же

Если вы биолог или биохимик, то разобраться в следующем тексте для вас не составит особого труда:

Образовавшийся в результате окислительного декарбоксилирования пирувата в митохондриях ацетил-КоА вступает в цикл Кребса. Начинается цикл с присоединения ацетил-КоА к оксалоацетату и образования цитрата. Затем цитрат путем ряда дегидрирований и двух декарбоксилирований теряет два углеродных атома и снова превращается в оксалоацетат.

Если вы далеки от биохимии, то потратите много времени, чтобы понять, о чем говорится в этом абзаце. Вы можете прочитать абзац, но ничего не понять. Новая информация воспринимается полностью только тогда, когда она укладывается в существующие когнитивные рамки.

Можно оценить удобочитаемость вашего текста

Для оценки удобочитаемости текста используется формула легкости чтения Флеша. С помощью этой формулы оценивается не только легкость чтения текста, но и уровень образования читающего. Чем выше значение, тем легче прочитать текст и тем большему числу читателей он будет понятен.

Формула удобочитаемости Флеша:

$$206.835-1.015\bigg(\frac{\text{слов в документе}}{\text{предложений в документе}}\bigg)-84.6\bigg(\frac{\text{слогов в документе}}{\text{слов в документе}}\bigg)$$

Вы можете прочитать этот абзац?

Хтоя свола инензмеы, все же вы мжеоте пчеорсть киакм-то орабозм эотт азабц. Подоряк рпоасженлоия бкув в кждаом свлое не яетвляся тиакм уж вныажм. Но пваеря и пляедосня бувкы кадожго солва дожнлы быть на сивох мтесах. Останылье бувкы мгуот быть пешаремены и все же вы проетчте тескт без бошольго тудра. Это птомоу что чнтеие овасноно на пгадыредувании слеющдуего свлоа.

Во время чтения мы не занимаемся точным отождествлением букв и слов; мы интерпретируем их позднее. Мы предугадываем, что будет дальше. Чем больше вы знаете, тем легче предугадывать и интерпретировать.

В некоторые программы для работы с текстами включена возможность вычисления оценки удобочитаемости по формуле Флеша — Кинсайда. Кроме того, можно использовать следующий метод оценки уровня удобочитаемости отдельного фрагмента Readability index calculator.

Не забывайте о заголовках

Прочитайте следующий абзац:

Для начала разделите элементы на группы. Разделение на основе цвета является общепринятым, но можно использовать также и другие критерии, такие как текстура, материал или режим обработки, указанный в сопроводительной документации. После сортировки приступайте к использованию оборудования. Каждая группа обрабатывается отдельно. Поместите одну из них в машину.

О чем этот абзац? Понять трудно. Но что если поместить тот же самый абзац под заголовком?

Как использовать новую стиральную машину

Для начала разделите элементы на группы. Разделение на основе цвета является общепринятым, но можно использовать также и другие критерии, такие как текстура, материал или режим обработки, указанный в сопроводительной документации. После сортировки приступайте к использованию оборудования. Каждая группа обрабатывается отдельно. Поместите одну из них в машину.

Удобочитаемость абзаца не улучшилась, но, по крайней мере, стало понятно, о чем он.

При обработке слов задействуются различные отделы мозга

Слова обрабатываются в различных отделах головного мозга в зависимости от того, какие действия с ними мы производим. Разглядывание или пассивное чтение слов, слушание, проговаривание, создание текста — все эти виды вербальной активности задействуют различные части мозга, как показано на рис. 14.1.

Рис. 14.1 Слова обрабатываются различными участками мозга

То, что вы запоминаете, зависит от вашей точки зрения

В исследовании Андерсона и Пичерта (Anderson, Pichert) испытуемые читали рассказ о доме и его внутреннем убранстве. Одной группе было предложено прочитать рассказ с точки зрения покупателя дома, а другой — с точки зрения грабителя. Информация, которую люди запомнили, различалась в зависимости от точки зрения.

Выводы:

  • Читатель является активным действующим лицом. То, что он понимает и запоминает из прочитанного, зависит от его предыдущего опыта, отношения к прочитанному и от инструкций, которые были даны ему перед чтением.
  • Вероятность того, что люди запомнят какую-либо конкретную информацию из предложенного текста, невелика.
  • Снабдите текст значимыми заголовками. Это очень важно для дальнейшего восприятия текста.
  • Всегда помните о целевой аудитории. Если текст предназначен для широкого круга читателей, используйте простые слова.
Принцип 13. Миф о том, что прописные буквы трудно читатьПринцип 15. Распознавание образов помогает идентифицировать буквы, написанные различными шрифтами