Для того чтобы стали понятнее особенности внутреннего механизма управления доступом, обратимся к конкретному примеру. Одним из самых характерных примеров объектно-ориентированного программирования служит класс, реализующий стек — структуру данных, воплощающую магазинный список, действующий по принципу «первым пришел — последним обслужен». Свое название он получил по аналогии со стопкой тарелок, стоящих на столе. Первая тарелка в стопке является в то же время последней использовавшейся тарелкой.
Стек служит классическим примером объектно-ориентированного программирования потому, что он сочетает в себе средства хранения информации с методами доступа к ней. Для реализации такого сочетания отлично подходит класс, в котором члены, обеспечивающие хранение информации в стеке, должны быть закрытыми, а методы доступа к ним — открытыми. Благодаря инкапсуляции базовых средств хранения информации соблюдается определенный порядок доступа к отдельным элементам стека из кода, в котором он используется.
Для стека определены две основные операции: поместить данные в стек и извлечь их оттуда. Первая операция помещает значение на вершину стека, а вторая — извлекает значение из вершины стека. Следовательно, операция извлечения является безвозвратной: как только значение извлекается из стека, оно удаляется и уже недоступно в стеке.
В рассматриваемом здесь примере создается класс Stack, реализующий функции стека. В качестве базовых средств для хранения данных в стеке служит закрытый массив. А операции размещения и извлечения данных из стека доступны с помощью открытых методов класса Stack. Таким образом, открытые методы действуют по упомянутому выше принципу “последним пришел — первым обслужен”.
Как следует из приведенного ниже кода, в классе Stack сохраняются символы, но тот же самый механизм может быть использован и для хранения данных любого другого типа.
// Класс для хранения символов в стеке.
using System;
class Stack {
// Эти члены класса являются закрытыми.
char[] stck;
// массив, содержащий стек
int tos;
// индекс вершины стека
// Построить пустой класс Stack для реализации стека заданного размера.
public Stack(int size) {
stck = new char[size]; // распределить память для стека
tos = 0;
}
// Поместить символы в стек.
public void Push(char ch) {
if (tos == stck.Length) {
Console.WriteLine(" - Стек заполнен.");
return;
}
stck[tos] = ch;
tos++;
}
// Извлечь символ из стека.
public char Pop() {
if (tos == 0) {
Console.WriteLine(" - Стек пуст.");
return (char)0;
}
tos--;
return stck[tos];
}
// Возвратить значение true, если стек заполнен.
public bool IsFull() {
return tos == stck.Length;
}
// Возвратить значение true, если стек пуст.
public bool IsEmpty() {
return tos == 0;
}
// Возвратить общую емкость стека.
public int Capacity() {
return stck.Length;
}
// Возвратить количество объектов, находящихся в данный момент в стеке.
public int GetNum() {
return tos;
}
}Рассмотрим класс Stack более подробно. В начале этого класса объявляются две следующие переменные экземпляра.
// Эти члены класса являются закрытыми.
char[] stck; // массив, содержащий стек
int tos; // индекс вершины стекаМассив stck предоставляет базовые средства для хранения данных в стеке (в данном случае — символов). Обратите внимание на то, что память для этого массива не распределяется. Это делается в конструкторе класса Stack. А член tos данного класса содержит индекс вершины стека.
Оба члена, tos и nstck, являются закрытыми, и благодаря этому соблюдается принцип “последним пришел — первым обслужен”. Если же разрешить открытый доступ к члену stck, то элементы стека окажутся доступными не по порядку. Кроме того, член tos содержит индекс вершины стека, где находится первый обслуживаемый в стеке элемент, и поэтому манипулирование членом tos в коде, находящемся за пределами класса Stack, следует исключить, чтобы не допустить разрушение самого стека. Но в то же время члены stck и tos доступны пользователю класса Stack косвенным образом с помощью различных отрытых методов, описываемых ниже.
Рассмотрим далее конструктор класса Stack.
// Построить пустой класс Stack для реализации стека заданного размера.
public Stack(int size) {
stck = new char[size]; // распределить память для стека
tos = 0;
}Этому конструктору передается требуемый размер стека. Он распределяет память для базового массива и устанавливает значение переменной tos в нуль. Следовательно, нулевое значение переменной tos указывает на то, что стек пуст.
Открытый метод Push() помещает конкретный элемент в стек, как показано ниже.
// Поместить символы в стек.
public void Push(char ch) {
if (tos == stck.Length) {
Console.WriteLine(" - Стек заполнен.");
return;
}
stck[tos] = ch;
tos++;
}Элемент, помещаемый в стек, передается данному методу в качестве параметра ch. Перед тем как поместить элемент в стек, выполняется проверка на наличие свободного места в базовом массиве, а именно: не превышает ли значение переменной tos длину массива stck. Если свободное место в массиве stck есть, то элемент сохраняется в нем по индексу, хранящемуся в переменной tos, после чего значение этой переменной инкрементируется. Таким образом, в переменной tos всегда хранится индекс следующего свободного элемента массива stck.
Для извлечения элемента из стека вызывается открытый метод Pop(), приведенный ниже.
// Извлечь символ из стека.
public char Pop() {
if (tos == 0) {
Console.WriteLine(" - Стек пуст.");
return (char)0;
}
tos--;
return stck[tos];
}В этом методе сначала проверяется значение переменной tos. Если оно равно нулю, значит, стек пуст. В противном случае значение переменной tos декрементируется, и затем из стека возвращается элемент по указанному индексу.
Несмотря на то, что для реализации стека достаточно методов Push() и Pop(), полезными могут оказаться и другие методы. Поэтому в классе Stack определены еще четыре метода: IsFull(), IsEmpty(), Capacity() и GetNum(). Эти методы предоставляют всю необходимую информацию о состоянии стека и приведены ниже.
// Возвратить значение true, если стек заполнен.
public bool IsFull() {
return tos == stck.Length;
}
// Возвратить значение true, если стек пуст.
public bool IsEmpty() {
return tos == 0;
}
// Возвратить общую емкость стека.
public int Capacity() {
return stck.Length;
}
// Возвратить количество объектов, находящихся в данный момент в стеке.
public int GetNum() {
return tos;
}Метод IsFull() возвращает логическое значение true, если стек заполнен, а иначе — логическое значение false. Метод IsEmpty() возвращает логическое значение true, если стек пуст, а иначе — логическое значение false. Для получения общей емкости стека (т.е. общего числа элементов, которые могут в нем храниться) достаточно вызвать метод Capacity(), а для получения количества элементов, хранящихся в настоящий момент в стеке, — метод GetNum(). Польза этих методов состоит в том, что для получения информации, которую они предоставляют, требуется доступ к закрытой переменной tos. Кроме того, они служат наглядными примерами организации безопасного доступа к закрытым членам класса с помощью открытых методов.
Конкретное применение класса Stack для реализации стека демонстрируется в приведенной ниже программе.
// Продемонстрировать применение класса Stack,
using System;
// Класс для хранения символов в стеке,
class Stack {
// Эти члены класса являются закрытыми.
char[] stck;
// массив, содержащий стек
int tos;
// индекс вершины стека
// Построить пустой класс Stack для реализации стека заданного размера,
public Stack(int size) {
stck = new char[size]; // распределить память для стека
tos = 0;
}
// Поместить символы в стек,
public void Push(char ch) {
if (tos == stck.Length) {
Console.WriteLine(" - Стек заполнен.");
return;
}
stck[tos] = ch;
tos++;
}
// Извлечь символ из стека,
public char Pop() {
if (tos == 0) {
Console.WriteLine(" - Стек пуст.");
return (char)0;
}
tos--;
return stck[tos];
}
// Возвратить значение true, если стек заполнен,
public bool IsFull() {
return tos == stck.Length;
}
// Возвратить значение true, если- стек пуст,
public bool IsEmpty() {
return tos == 0;
}
// Возвратить общую емкость стека,
public int Capacity() {
return stck.Length;
}
// Возвратить количество объектов, находящихся в данный момент в стеке,
public int GetNum() {
return tos;
}
}
class StackDemo {
static void Main() {
Stack stkl = new Stack(10);
Stack stk2 = new Stack(10);
Stack stk3 = new Stack(10);
char ch;
int i;
// Поместить ряд символов в стек stkl.
Console.WriteLine("Поместить символы A-J в стек stk1.");
for (i = 0; !stkl.IsFull(); i++)
stkl.Push((char)('A' + i));
if (stkl.IsFull())
Console.WriteLine("Стек stk1 заполнен.");
// Вывести содержимое стека stkl.
Console.Write("Содержимое стека stk1: ");
while (!stkl.IsEmpty()) {
ch = stkl.Pop();
Console.Write(ch);
}
Console.WriteLine();
if (stkl.IsEmpty())
Console.WriteLine("Стек stk1 пуст.\n");
// Поместить дополнительные символы в стек stkl.
Console.WriteLine("Вновь поместить символы A-J в стек stk1.");
for (i = 0; !stkl.IsFull(); i++)
stkl.Push((char)('A' + i));
// А теперь извлечь элементы из стека stkl и поместить их в стек stk2.
// В итоге элементы сохраняются в стеке stk2 в обратном порядке.
Console.WriteLine("А теперь извлечь символы из стека stk1\n" +
"и поместить их в стек stk2.");
while (!stkl.IsEmpty()) {
ch = stkl.Pop();
stk2.Push(ch);
}
Console.Write("Содержимое стека stk2: ");
while (!stk2.IsEmpty()) {
ch = stk2.Pop();
Console.Write(ch);
}
Console.WriteLine("\n");
// Поместить 5 символов в стек.
Console.WriteLine("Поместить 5 символов в стек stk3.");
for (i = 0; i < 5; i++)
stk3.Push((char)('A' + i));
Console.WriteLine("Емкость стека stk3: "
+ stk3.Capacity());
Console.WriteLine("Количество объектов в стеке stk3: "
+ stk3.GetNum());
}
}При выполнении этой программы получается следующий результат.
Поместить символы A-J в стек stk1.
Стек stk1 заполнен.
Содержимое стека stk1: JIHGFEDCBA
Стек stk1 пуст.
Вновь поместить символы A-J в стек stk1.
А теперь извлечь символы из стека stk1
и поместить их в стек stk2.
Содержимое стека stk2: ABCDEFGHIJ
Поместить 5 символов в стек stk3.
Емкость стека stk3: 10
Количество объектов в стеке stk3: 5| Организация закрытого и открытого доступа | Передача объектов методам по ссылке |