Промышленное производство в Киевской Руси находилось на стадии ремесла.
В определенной степени можно считать ремесленника предпринимателем. Ремесленная мастерская — это мелкое самостоятельное предприятие, а ремесленник — мелкий предприниматель. Он не только производит изделия, но и выполняет предпринимательские функции: закупает сырье, сбывает готовую продукцию. Поскольку его благосостояние зависит от выручки за реализованную продукцию, то он заинтересован в ее увеличении, т. е. в получении прибыли. И все же, он только отчасти предприниматель, потому что он же и работник. Поэтому в его доходе прибыль неотделима от заработной платы.
В ХI-ХII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию товарного производства: ремесленник уже не работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. Новгородские ремесленные изделия, например, везут на Юг для обмена на хлеб, потому что на Севере всегда не хватало своего хлеба.
Из раскопок в Новгороде стало известно, что здешние ремесленники резали гребни из самшита, который не рос в окрестностях. Самшит привозили из Грузии, сырье для янтарных украшений доставлялось из Прибалтики. Свинец, медь, олово для производимых изделий привозили из других стран. Очевидно, что сами ремесленники не ездили — это сырье для них привозили купцы.
Кроме ремесла в это время на Руси рождались более высокоорганизованные формы производства, которые стали характерны для России — артели и подряды. Для некоторых работ требовалось объединение значительного числа людей. Так, большими коллективами работали «Городники» — строители городских стен и башен, «мостники» — укладчики деревянных мостовых, «порочные мастера», которые изготовляли стенобитные орудия — пороки. Эти работы выполнялись артелями, во главе которых оказывались предприимчивые люди.
Известно, например, что Ждан, старейшина городников сравнительно небольшого города Вышгорода, ежегодно устраивал многолюдный праздник в честь святого Николая, что, конечно, требовало больших расходов.
Подрядным способом, артелями, строились и церкви. Князь Изяслав, чтобы построить церковь, позвал к себе старейшину «древоделов», тот организовал работу и, за несколько дней церковь была построена.
Старейшина здесь выступал в качестве подрядчика. При этом он заключал субподряды с артелями лесорубов и возчиков: древоделы получали готовый материал для строительства. Очевидно, такой подрядчик должен был обладать не только организационными способностями, но и значительным капиталом. Известно, что в это время действовали крупные мастерские по выделке изразцов. В таких мастерских было занято много работников, между которыми существовало разделение труда. Естественно, что во главе такой мастерской должен был стоять предприниматель-организатор.
Объединять значительные группы работников с разделением труда требовалось и для солеварения. Из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специальных «цренах». Поскольку было нужно для этого готовить самим буровой инструмент, то при соляных варницах действовали кузницы. Все это требовало значительных затрат. И мы узнаем, например, что новгородец Климята получал «соленые куны» — доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег.
Таким образом, в промышленном производстве Киевской Руси существовали довольно сложные экономические отношения, которые требовали выделения предпринимателей-организаторов и значительных капиталов.
Истоки отечественного предпринимательства (XI-XVII вв.) | Транзитная торговля в Древней Руси |