Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Символьный ввод-вывод в файл

Несмотря на то что файлы часто обрабатываются побайтово, для этой цели можно воспользоваться также символьными потоками. Преимущество символьных потоков заключается в том, что они оперируют символами непосредственно в юникоде. Так, если требуется сохранить текст в юникоде, то для этого лучше всего подойдут именно символьные потоки. В целом, для выполнения операций символьного ввода-вывода в файлы объект класса FileStream заключается в оболочку класса StreamReader или StreamWriter. В этих классах выполняется автоматическое преобразование байтового потока в символьный и наоборот.

Не следует, однако, забывать, что на уровне операционной системы файл представляет собой набор байтов. И применение класса StreamReader или StreamWriter никак не может этого изменить. Класс StreamWriter является производным от класса TextWriter, а класс StreamReader — производным от класса TextReader. Следовательно, в классах StreamReader и StreamWriter доступны методы и свойства, определенные в их базовых классах.

Применение класса StreamWriter

Для создания символьного потока вывода достаточно заключить объект класса Stream, например FileStream, в оболочку класса StreamWriter. В классе StreamWriter определено несколько конструкторов. Ниже приведен едва ли не самый распространенный среди них:

StreamWriter(Stream поток)

где поток обозначает имя открытого потока. Этот конструктор генерирует исключение ArgumentException, если поток не открыт для вывода, а также исключение ArgumentNullException, если поток оказывается пустым. После создания объекта класс StreamWriter выполняет автоматическое преобразование символов в байты.

Ниже приведен простой пример сервисной программы ввода с клавиатуры и вывода на диск набранных текстовых строк, сохраняемых в файле test.txt. Набираемый тест вводится до тех пор, пока в нем не встретится строка “стоп”. Для символьного вывода в файл в этой программе используется объект класса FileStream, заключенный в оболочку класса StreamWriter.

// Простая сервисная программа ввода с клавиатуры и вывода на диск,
// демонстрирующая применение класса StreamWriter.
using System;
using System.IO;

class KtoD {
  static void Main() {
    string str;
    FileStream fout;
    // Открыть сначала поток файлового ввода-вывода,
    try {
      fout = new FileStream("test.txt", FileMode.Create);
    } catch (IOException exc) {
      Console.WriteLine("Ошибка открытия файла:\n" + exc.Message);
      return;
    }
    // Заключить поток файлового ввода-вывода в оболочку класса StreamWriter.
    StreamWriter fstr_out = new StreamWriter(fout);
    try {
      Console.WriteLine("Введите текст, а по окончании — 'стоп'.");
      do {
        Console.Write(": ");
        str = Console.ReadLine();
        if (str != "стоп") {
          str = str + "\r\n"; // добавить новую строку
          fstr_out.Write(str);
        }
      } while (str != "стоп");
    } catch (IOException exc) {
      Console.WriteLine("Ошибка ввода-вывода:\n" + exc.Message);
    } finally {
      fstr_out.Close();
    }
  }
}

В некоторых случаях файл удобнее открывать средствами самого класса StreamWriter. Для этого служит один из следующих конструкторов:

StreamWriter(string путь)
StreamWriter(string путь, bool append)

где путь — это имя открываемого файла, включая полный путь к нему. Если во второй форме этого конструктора значение параметра append равно true, то выводимые данные присоединяются в конец существующего файла. В противном случае эти данные перезаписывают содержимое указанного файла. Но независимо от формы конструктора файл создается, если он не существует. При появлении ошибок ввода- вывода в обоих случаях генерируется исключение IOException. Кроме того, могут быть сгенерированы и другие исключения. Ниже приведен вариант представленной ранее сервисной программы ввода с клавиатуры и вывода на диск, измененный таким образом, чтобы открывать выходной файл средствами самого класса StreamWriter.

// Открыть файл средствами класса StreamWriter.
using System;
using System.IO;

class KtoD {
  static void Main() {
    string str;
    StreamWriter fstr_out = null;
    try {
      // Открыть файл, заключенный в оболочку класса StreamWriter.

      fstr_out = new StreamWriter("test.txt");
      Console.WriteLine("Введите текст, а по окончании — 'стоп'.");
      do {
        Console.Write(": ");
        str = Console.ReadLine();
        if (str != "стоп") {
          str = str + "\r\n"; // добавить новую строку
          fstr_out.Write(str);
        }
      } while (str != "стоп");
    } catch (IOException exc) {
      Console.WriteLine("Ошибка ввода-вывода:\n" + exc.Message);
    } finally {
      if (fstr_out != null)
        fstr_out.Close();
    }
  }
}

Применение класса StreamReader

Для создания символьного потока ввода достаточно заключить байтовый поток в оболочку класса StreamReader. В классе StreamReader определено несколько конструкторов. Ниже приведен наиболее часто используемый конструктор:

StreamReader(Stream поток)

где поток обозначает имя открытого потока. Этот конструктор генерирует исключение ArgumentNullException, если поток оказывается пустым, а также исключение ArgumentException, если поток не открыт для ввода. После своего создания объект класса StreamReader выполняет автоматическое преобразование байтов в символы. По завершении ввода из потока типа StreamReader его нужно закрыть. При этом закрывается и базовый поток.

В приведенном ниже примере создается простая сервисная программа ввода с диска и вывода на экран содержимого текстового файла test.txt. Она служит дополнением к представленной ранее сервисной программе ввода с клавиатуры и вывода на диск.

// Простая сервисная программа ввода с диска и вывода на экран,
// демонстрирующая применение класса StreamReader.
using System;
using System.IO;

class DtoS {
  static void Main() {
    FileStream fin;
    string s;
    try {
      fin = new FileStream("test.txt", FileMode.Open);
    } catch (IOException exc) {
      Console.WriteLine("Ошибка открытия файла:\n" + exc.Message);
      return;
    }
    StreamReader fstr_in = new StreamReader(fin);
    try {
      while ((s = fstr_in.ReadLine()) != null) {
        Console.WriteLine(s);
      }
    } catch (IOException exc) {
      Console.WriteLine("Ошибка ввода-вывода:\n" + exc.Message);
    } finally {
      fstr_in.Close();
    }
  }
}

Обратите внимание на то, как в этой программе определяется конец файла. Когда метод ReadLine() возвращает пустую ссылку, это означает, что достигнут конец файла. Такой способ вполне работоспособен, но в классе StreamReader предоставляется еще одно средство для обнаружения конца потока — EndOfStream. Это доступное для чтения свойство имеет логическое значение true, когда достигается конец потока, в противном случае — логическое значение false. Следовательно, свойство EndOfStream можно использовать для отслеживания конца файла. В качестве примера ниже представлен другой способ организации цикла while для чтения из файла.

while(!fstr_in.EndOfStream) {
  s = fstr_in.ReadLine();
  Console.WriteLine(s);
}

В данном случае код немного упрощается благодаря свойству EndOfStream, хотя общий порядок выполнения операции ввода из файла не меняется. Иногда такое применение свойства EndOfStream позволяет несколько упростить сложную ситуацию, внося ясность и улучшая структуру кода. Иногда файл проще открыть, используя непосредственно класс StreamReader, аналогично классу StreamWriter. Для этой цели служит следующий конструктор:

StreamReader(string путь)

где путь — это имя открываемого файла, включая полный путь к нему. Указываемый файл должен существовать. В противном случае генерируется исключение FileNotFoundException. Если путь оказывается пустым, то генерируется исключение ArgumentNullException. А если путь содержит пустую строку, то генерируется исключение ArgumentException. Кроме того, могут быть сгенерированы исключения IOException и DirectoryNotFoundException.

Использование класса Filestream для копирования файлаПереадресация стандартных потоков