Несмотря на то что файлы часто обрабатываются побайтово, для этой цели можно воспользоваться также символьными потоками. Преимущество символьных потоков заключается в том, что они оперируют символами непосредственно в юникоде. Так, если требуется сохранить текст в юникоде, то для этого лучше всего подойдут именно символьные потоки. В целом, для выполнения операций символьного ввода-вывода в файлы объект класса FileStream
заключается в оболочку класса StreamReader
или StreamWriter
. В этих классах выполняется автоматическое преобразование байтового потока в символьный и наоборот.
Не следует, однако, забывать, что на уровне операционной системы файл представляет собой набор байтов. И применение класса StreamReader
или StreamWriter
никак не может этого изменить. Класс StreamWriter
является производным от класса TextWriter
, а класс StreamReader
— производным от класса TextReader
. Следовательно, в классах StreamReader
и StreamWriter
доступны методы и свойства, определенные в их базовых классах.
Для создания символьного потока вывода достаточно заключить объект класса Stream
, например FileStream
, в оболочку класса StreamWriter
. В классе StreamWriter
определено несколько конструкторов. Ниже приведен едва ли не самый распространенный среди них:
StreamWriter(Stream поток)
где поток
обозначает имя открытого потока. Этот конструктор генерирует исключение ArgumentException
, если поток не открыт для вывода, а также исключение ArgumentNullException
, если поток оказывается пустым. После создания объекта класс StreamWriter
выполняет автоматическое преобразование символов в байты.
Ниже приведен простой пример сервисной программы ввода с клавиатуры и вывода на диск набранных текстовых строк, сохраняемых в файле test.txt
. Набираемый тест вводится до тех пор, пока в нем не встретится строка “стоп”. Для символьного вывода в файл в этой программе используется объект класса FileStream
, заключенный в оболочку класса StreamWriter
.
// Простая сервисная программа ввода с клавиатуры и вывода на диск,
// демонстрирующая применение класса StreamWriter.
using System;
using System.IO;
class KtoD {
static void Main() {
string str;
FileStream fout;
// Открыть сначала поток файлового ввода-вывода,
try {
fout = new FileStream("test.txt", FileMode.Create);
} catch (IOException exc) {
Console.WriteLine("Ошибка открытия файла:\n" + exc.Message);
return;
}
// Заключить поток файлового ввода-вывода в оболочку класса StreamWriter.
StreamWriter fstr_out = new StreamWriter(fout);
try {
Console.WriteLine("Введите текст, а по окончании — 'стоп'.");
do {
Console.Write(": ");
str = Console.ReadLine();
if (str != "стоп") {
str = str + "\r\n"; // добавить новую строку
fstr_out.Write(str);
}
} while (str != "стоп");
} catch (IOException exc) {
Console.WriteLine("Ошибка ввода-вывода:\n" + exc.Message);
} finally {
fstr_out.Close();
}
}
}
В некоторых случаях файл удобнее открывать средствами самого класса StreamWriter
. Для этого служит один из следующих конструкторов:
StreamWriter(string путь)
StreamWriter(string путь, bool append)
где путь — это имя открываемого файла, включая полный путь к нему. Если во второй форме этого конструктора значение параметра append
равно true
, то выводимые данные присоединяются в конец существующего файла. В противном случае эти данные перезаписывают содержимое указанного файла. Но независимо от формы конструктора файл создается, если он не существует. При появлении ошибок ввода- вывода в обоих случаях генерируется исключение IOException
. Кроме того, могут быть сгенерированы и другие исключения. Ниже приведен вариант представленной ранее сервисной программы ввода с клавиатуры и вывода на диск, измененный таким образом, чтобы открывать выходной файл средствами самого класса StreamWriter
.
// Открыть файл средствами класса StreamWriter.
using System;
using System.IO;
class KtoD {
static void Main() {
string str;
StreamWriter fstr_out = null;
try {
// Открыть файл, заключенный в оболочку класса StreamWriter.
fstr_out = new StreamWriter("test.txt");
Console.WriteLine("Введите текст, а по окончании — 'стоп'.");
do {
Console.Write(": ");
str = Console.ReadLine();
if (str != "стоп") {
str = str + "\r\n"; // добавить новую строку
fstr_out.Write(str);
}
} while (str != "стоп");
} catch (IOException exc) {
Console.WriteLine("Ошибка ввода-вывода:\n" + exc.Message);
} finally {
if (fstr_out != null)
fstr_out.Close();
}
}
}
Для создания символьного потока ввода достаточно заключить байтовый поток в оболочку класса StreamReader
. В классе StreamReader
определено несколько конструкторов. Ниже приведен наиболее часто используемый конструктор:
StreamReader(Stream поток)
где поток обозначает имя открытого потока. Этот конструктор генерирует исключение ArgumentNullException
, если поток оказывается пустым, а также исключение ArgumentException
, если поток не открыт для ввода. После своего создания объект класса StreamReader
выполняет автоматическое преобразование байтов в символы. По завершении ввода из потока типа StreamReader
его нужно закрыть. При этом закрывается и базовый поток.
В приведенном ниже примере создается простая сервисная программа ввода с диска и вывода на экран содержимого текстового файла test.txt
. Она служит дополнением к представленной ранее сервисной программе ввода с клавиатуры и вывода на диск.
// Простая сервисная программа ввода с диска и вывода на экран,
// демонстрирующая применение класса StreamReader.
using System;
using System.IO;
class DtoS {
static void Main() {
FileStream fin;
string s;
try {
fin = new FileStream("test.txt", FileMode.Open);
} catch (IOException exc) {
Console.WriteLine("Ошибка открытия файла:\n" + exc.Message);
return;
}
StreamReader fstr_in = new StreamReader(fin);
try {
while ((s = fstr_in.ReadLine()) != null) {
Console.WriteLine(s);
}
} catch (IOException exc) {
Console.WriteLine("Ошибка ввода-вывода:\n" + exc.Message);
} finally {
fstr_in.Close();
}
}
}
Обратите внимание на то, как в этой программе определяется конец файла. Когда метод ReadLine()
возвращает пустую ссылку, это означает, что достигнут конец файла. Такой способ вполне работоспособен, но в классе StreamReader
предоставляется еще одно средство для обнаружения конца потока — EndOfStream
. Это доступное для чтения свойство имеет логическое значение true
, когда достигается конец потока, в противном случае — логическое значение false
. Следовательно, свойство EndOfStream
можно использовать для отслеживания конца файла. В качестве примера ниже представлен другой способ организации цикла while
для чтения из файла.
while(!fstr_in.EndOfStream) {
s = fstr_in.ReadLine();
Console.WriteLine(s);
}
В данном случае код немного упрощается благодаря свойству EndOfStream
, хотя общий порядок выполнения операции ввода из файла не меняется. Иногда такое применение свойства EndOfStream
позволяет несколько упростить сложную ситуацию, внося ясность и улучшая структуру кода. Иногда файл проще открыть, используя непосредственно класс StreamReader
, аналогично классу StreamWriter
. Для этой цели служит следующий конструктор:
StreamReader(string путь)
где путь
— это имя открываемого файла, включая полный путь к нему. Указываемый файл должен существовать. В противном случае генерируется исключение FileNotFoundException
. Если путь оказывается пустым, то генерируется исключение ArgumentNullException
. А если путь содержит пустую строку, то генерируется исключение ArgumentException
. Кроме того, могут быть сгенерированы исключения IOException
и DirectoryNotFoundException
.
Использование класса Filestream для копирования файла | Переадресация стандартных потоков |