Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Веб-страница как экономическая единица сетевой информации

Единицей сетевой информации является веб-страница. В любой момент пользователь просматривает в браузере какую-то одну страницу и, переходя от одной страницы к другой, получает очередную порцию информации.

Не бывает «ничейных» или «беспризорных» страниц, каждая страница в Сети кому-то принадлежит, у каждой есть владелец. Страницы корпоративных сайтов, как правило, принадлежат компаниям. Большое количество страниц принадлежит частным лицам.

Представление о веб-странице как о единице сетевой информации не совсем тривиально. Люди привыкли оценивать информацию либо в размерных единицах (биты и байты), либо в каких-то «смысловых» единицах, либо как принадлежащую определенному автору или владельцу.

Однако, попытавшись оценить информацию в Сети на основании традиционных представлений, вы столкнетесь с серьезными проблемами.

  • Информацию невозможно оценить по весу, в байтах. В зависимости от оформления две страницы с одинаковыми текстами и рисунками могут отличаться друг от друга по весу в несколько раз.
  • Информацию невозможно оценить по смыслу. Один и тот же текст, например «Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина, размещенный на двух страницах, имеет один и тот же смысл. Но ценность этих двух страниц может отличаться на порядки в зависимости от того, насколько часто посетители заходят на каждую из них.
  • Информацию очень трудно оценить по праву собственности. В Сети много «бесхозных» данных и данных, права на которые оспариваются. Много полных и неполных дубликатов текстов и изображений. Широко распространено «заимствование», а то и откровенное воровство интересных статей, изображений, таблиц, аудио- и видеофайлов, идей.
  • Ценность информации как данных определить практически невозможно. Зато довольно несложно определить экономическую ценность любой веб-страницы. Проще говоря, ее стоимость. Каждую страницу можно оценить в привычной для бизнеса шкале измерений — в деньгах.

Стоимость веб-страницы напрямую зависит от двух показателей — посещаемости и характеристики аудитории. Посещаемость показывает, сколько человек просмотрели страницу за день, за неделю, за месяц. А вот что такое «характеристика аудитории», лучше рассмотреть на примере.

Допустим, у вас есть страница, на которую ежедневно заходят сто человек. Все они набрали в поисковых системах запрос «бесплатные рефераты», нашли ссылку на вашу страницу и перешли по ней. А у вашего знакомого есть страница, которую аналогичным образом посещают всего сто человек в месяц, но приходят они по запросу «автомобили в кредит в Москве». Посещаемость у вашего знакомого в тридцать раз ниже, но вы видите, в чем разница между аудиториями.

В первом случае люди четко выразили свое нежелание платить за требуемую информацию. Во втором они ищут продавца машины, которому собираются платить деньги. Они ищут банк, который предложит более выгодные условия кредитования, и ему они тоже будут платить проценты. Они ищут страховую компанию, которая предложит лучшие варианты страховки купленного в кредит автомобиля, и ей они тоже будут платить страховые взносы.

Любой автодилер, банк, страховая компания готовы платить владельцу страницы, у которой такая аудитория. Они заинтересованы в том, чтобы люди с описанной проблемой обращались именно к ним и становились клиентами и покупателями. А вот желающих заплатить за рекламу по запросу «бесплатные рефераты» найти трудно.

Таким образом, стоимость любой веб-страницы определяется возможностью получать доход от демонстрации ее содержимого интернет-пользователям. Способов получения дохода множество. Подробнее мы поговорим об этом в разделе «Как получать доход от своего сайта».


Подведем итоги.

  • Интернет становится главным источником информации для миллионов людей.
  • Информация в Сети представлена на веб-страницах.
  • Обычно веб-страница имеет владельца.
  • Владелец веб-страницы стремится получать доход от демонстрации содержимого своих веб-страниц пользователям.

Каким же образом владелец может добиться, чтобы пользователи просматривали именно его веб-страницы? Существует два способа.

  1. Пользователи должны знать адрес страницы, когда им понадобятся предлагаемые на ней данные.
  2. Пользователи должны иметь возможность найти страницу, когда им понадобятся предлагаемые на ней данные.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, как в Интернете искать и предлагать для поиска нужные страницы, внесем ясность в терминологию.

Атомарной единицей сетевой информации является веб-страница. Но главной структурной единицей Интернета является не одна страница, а множество страниц, объединенных в сайт.

Согласно определению, приводимому «Яндексом»,

Cайт — это «несколько веб-страниц, объединенных в одну структуру и имеющих общую часть адреса. Строгого определения сайта не существует — например, некоторые разделы больших сайтов и пользователи, и владельцы считают отдельными сайтами».

Права владения распространяются на сайты, и именно для сайтов рассчитываются посещаемость, характеристики аудитории и стоимость. Продаются и покупаются сайты, а не отдельные страницы. Поэтому в дальнейшем мы чаще будем употреблять более привычный термин «сайт», подразумевая под ним совокупность веб-страниц, которые содержат предлагаемую пользователям информацию.

ВведениеЗначение навигационных сервисов