Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Методы научного познания

Наука - последняя ступень в умственном развитии человечества. Её можно считать высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры.

К ней применимы слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир».

Но не следует понимать науку лишь как множество открытий. Эти отдельные открытия должны сложиться в какую-либо целостную систему, как это произошло в античной Греции.

Современная наука пользуется различными методами научного познания. В её арсенале мощные математические методы, позволяющие проанализировать многие процессы, основываясь на точных количественных параметрах. Учёные располагают сложной аппаратурой для наблюдения за материальным миром и его частицами. Однако научное знание рождается не только с помощью накопления фактов. Сохраняют своё значение сила обобщающей мысли, конкретная аналитическая работа ума. Метод научного познания - это те приёмы и операции, которые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения.

Наука - это общезначимое, объективное, упорядоченное, системное и необходимое знание о природе, обществе и человеке.

Наука - это сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности; одна из форм человеческого сознания.

Поэтому наука - это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающую действительность. И в то же время наука - это особый вид познавательной деятельности, направленной на поиск объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Она основывается на осознанных, доступных проверке методах и всегда нацелена на отдельные, определённые объекты. Критерии оценки нового в науке одинаковы для всех учёных мира. Новое открытие проверяется путём сопоставления его с уже известными, устоявшимися взглядами.

Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне происходит описание изучаемых предметов и явлений, на теоретическом - их объяснение.

Методами на эмпирическом уровне являются: наблюдение (изучение внешних свойств и признаков предметов); описание (полученные сведения фиксируются определённым способом - письмо, чертёж, рисунок и проч.); эксперимент (изучение предмета в заданных условиях). На теоретическом уровне используют гипотезу - предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений. К теоретическому уровню научного познания также относят научную теорию, синтез, анализ, индукцию, дедукцию и др. Какого-либо универсального метода не существует, поэтому необходимо использовать разные приёмы исследования. При научном подходе приемлем любой способ достижения истины, если только он соответствует таким всеобъемлющим критериям научности, как общая значимость, повторяемость, доказуемость и открытость для обсуждения. Наука создаёт относительно целостную картину мира.

Взаимодействие интуиции и логикиЭтика науки