Интуиция - это постижение истины непосредственно, без участия сознания.
Интуиция - это прямое переживание действительности или, говоря словами немецкого поэта И.-В. Гёте (1749-1832), «откровение, развивающееся внутри человека». Она близка к состоянию вдохновения, духовного видения, которое коренится в бессознательном слое психики.
Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутьё, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность.
Никто как будто не оспаривает сегодня тот непреложный факт, что интуиция - благословенный человеческий дар. Однако многие учёные до сих пор относятся к ней как к вольноотпущеннице беспокойного рассудка.
Об интуиции вспоминают, когда всепроникающий ум достигает пределов усталости и обнаруживают себя неосознанно идущие мыслительные процессы. Такая интуиция оказывается востребованной. Искра озарения венчает аналитическую деятельность интеллекта, демонстрируя неисчерпаемый потенциал размышления. Так разум берёт на вооружение тончайшие механизмы творчества, внезапного просветления.
Приведём такой пример. Кибернетику (так называется наука о контроле и коммуникации в мире машин, животных и общества) «изобрёл» в 1948 г. физик Н. Винер (её название он произвёл от греческого слова kubernetes, что означает «рулевой», «кормчий»). Наука сложная, но импульсом к её созданию явилось обычное наблюдение. Простейшим образцом кибернетического контроля оказался поплавок в сливном бачке. Когда бачок наполнен водой, поплавок свободно плавает на её поверхности. Проявив немного изобретательности, можно использовать данную систему для контроля при закрывании кранов в ванной, когда вода достигает определённого уровня и вы не беспокоитесь, что она перельется через край.
Интересно, что большинство открытий совершается самым непредвиденным образом. Мышление действительно связано с творческим порывом. Так, А. Эйнштейн любил играть на скрипке. Он пытался достичь эмоционального подъёма, чтобы преодолеть трудность мысли. Не случайно говорят, что его теория относительности - плод гениальной интуиции. Немецкий химик А. Кекуле открыл формулу бензола благодаря сновидению. Он увидел во сне змею, хвост которой находился в её пасти. Это на толкнуло его на идею бензольного кольца.
Современные исследователи процессов музыкального творчества отмечают, что некоторым композиторам - А. Н. Скрябину, Г. Берлиозу, И. Ф. Стравинскому - снились «музыкальные сны». В. А. Моцарт, А. Вивальди, Д. Д. Шостакович считали, что они пишут как будто под диктовку. Известно, что П. И. Чайковский не ждал вдохновения, работал постоянно. Но такое произведение, как «Пиковая дама», создал за три месяца под влиянием внезапного порыва. Учёные полагают, что он писал его как бы «под диктовку свыше». И оно оказалось в художественном отношении гораздо значительнее, чем плоды каждодневной рутинной работы. А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк» говорит о своём духовном зрении, о духовном слухе. Поэт признавался: « ... я иногда вижу во сне дивные стихи».
Познание -- творческий процесс | Взаимодействие интуиции и логики |