Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Человек - существо в процессе становления

Можно ли сказать о каждом живом существе на нашей планете, в том числе и о человеке, что оно сложилось окончательно? Нет. Ведь эволюция продолжается, только нами не замечается, так как она растянута во времени. Вот нам и кажется, что мы видим каждый день неизменный мир. Пауки по-прежнему безошибочно плетут паутину - орудие лова; птицы совершают дальние перелёты без навигационных приборов; пчёлы строят соты, не подозревая о необходимости предварительного архитектурного проекта.

Почему так? Дело в том, что у животного биологическая жизнь и психологические реакции на окружающий мир естественны, инстинктивны. Оно ищет пищу или бежит от опасности, находит пищу и избегает опасности под влиянием инстинкта, выработанного за миллионы лет естественного отбора и эволюции. Но человек слабо укоренён в природе, и это можно проследить на примере инстинкта потребления пищи. Животное знает меру, хотя и не всегда, но это тоже можно объяснить инстинктом. В голодное время, поймав добычу, волк съест её без остатка (про запас). Голодная кошка сначала осторожно попробует молоко и лишь потом начнёт лакать его. Коровы, как правило, отличают съедобные травы от несъедобных.

У человека все эти пищевые ограничения нарушены. Он может хлебнуть кипящего чая и обжечься. Съесть то, что ему нельзя. Значит ли это, что инстинкт человека слеп и глух? Нет. Просто инстинкты человека в процессе цивилизации ослабли. А точнее, потребности человека заданы не только инстинктом, и подчас он платит за это гибелью. В целом разрушение естественности человека, судя по всему, связано с разрастанием искусственных потребностей.

Животное, почуяв опасность, убегает. Иногда ничто реально ему не грозит, однако оно поднимается с места: мало ли из-за чего хрустнула ветка! Человек тоже пытается предугадать угрозу. Но в созданном им высокотехнологичном мире угроз куда больше, чем в естественном, в природе. Более того, человек способен испытывать страх беспричинно. Это связано с тем, что он уже не только ориентируется на ослабленные инстинкты, но и руководствуется разумом.

Итак, человек - существо биологическое, но живёт в обществе. Природа ушла на второй план. У него есть инстинкты (инстинкт самосохранения, инстинкт размножения и т. п.), однако он руководствуется и разумом. Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе. Ему присущи определённые желания, но он ориентируется также на культурные стандарты. Человек имеет всё, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания гибнет, попадая туда в одиночку.

Поскольку всё биологическое в нём становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное закрепляется в течение ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека включает в себя биологическую (сексуальное поведение, размножение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта человека является преобладающей и формирует социальное поведение.

Таким образом, человек - существо биологическое, духовное и социальное.

Природное и общественное в человекеЧеловек - существо, обладающее сознанием