Материал предоставлен http://it.rfet.ru

3. Бизнес-контекст

В этом разделе представлены профили основных категорий заинтересованных лиц, приоритеты руководства в проекте, а также сводка некоторых обстоятельств, которые надо учесть при планировании развертывания решения.

3.1 Профили заинтересованных лиц

Заинтересованными в проекте лицами (stakeholders) называются отдельные лица, группы или организации, которые активно вовлечены в проект, на которых влияет результат проекта и которые сами могут влиять на этот результат.

Профили заинтересованных лиц описывают различные категории клиентов и других ключевых лиц, заинтересованных в этом проекте. Вам не нужно описывать каждую группу заинтересованных лиц, например юристов, которые должны проверять соответствие надлежащим законам. Сферой вашего интереса должны стать различные группы клиентов, целевые рыночные сегменты и различные классы пользователей, входящих в эти сегменты. В профиль каждого заинтересованного в проекте лица включается следующая информация: основная ценность или преимущество, которое продукт принесет заинтересованным лицам, и то, как продукт удовлетворит покупателей. Ценность для заинтересованных лиц представляют:

  •  повышенная производительность;
  •  меньшее количество переделок;
  •  снижение себестоимости;
  •  ускорение бизнес-процессов;
  •  автоматизация задач, ранее выполнявшихся вручную;
  •  возможность выполнять совершенно новые задачи;
  •  соответствие соответствующим стандартам и правилам;
  •  лучшая, по сравнению с текущими продуктами, легкость и простота использования; их самые важные для них функции и характеристики; все известные ограничения, которые должны быть соблюдены. Можно включить поименный список ключевых заинтересованных лиц для каждого профиля или структурную схему организации, показывающую отношения между заинтересованными лицами в организации.

3.2 Приоритеты проекта

Чтобы принимать эффективные решения, заинтересованные лица должны договориться о приоритетах проекта. Один из подходов к этому заключается в рассмотрении пяти измерений: функции (или объем), качество, график, затраты и кадры (Wiegers, 1996a). В любом проекте каждое из этих измерений относится к одной из трех категорий:

  • ограничение — сдерживающий фактор, в рамках которого должен оперировать менеджер проекта;
  • ведущий фактор — важный фактор успеха, ограниченно гибкий при изменениях;
  • степень свободы — возможность для менеджера проекта до определенной степени менять измерение и балансировать относительно других измерений.

Задача менеджера проекта — скорректировать те факторы, которые представляют собой степени свободы для достижения ключевых факторов успеха проекта в рамках, налагаемых ограничениями. Представьте себе, что отдел маркетинга неожиданно требует создать продукт на месяц раньше срока. Какова будет ваша реакция? Возможные варианты ответов:

  • Вы отложите реализацию определенных требований до более поздней версии.
  • Сократите запланированный цикл тестирования системы.
  • Оплатите сверхурочную работу ваших специалистов или пригласите спе
  • циалистов по контракту для ускорения разработки.
  • Привлечете ресурсы других проектов для разрешения ситуации.
  • Ваши действия в подобных ситуациях зависят от приоритетов проекта.

В реальности при возникновении изменения вам нужно поговорить с ключевыми заинтересованными лицами, чтобы определить ответные действия. Например, отдел маркетинга может потребовать добавить новые функции или сократить длительность проекта, возможно в обмен на отказ от реализации некоторых функций.

Внимание! Не все пять измерений могут быть ограничениями, и они не могут быть ведущими факторами. Менеджеру проекта нужна определенная степень свободы, чтобы иметь возможность реагировать при изменении требований или обстоятельств проекта.

3.3 Особенности развертывания

Перечислите информацию и действия, необходимые для обеспечения эффективного развертывания решения в рабочую среду. Опишите доступ, который потребуется пользователями для работы с системой, в частности, находятся ли они далеко в разных часовых поясах или недалеко друг от друга. Укажите, когда пользователям в разных местах нужен доступ к системе. Если требуются изменения инфраструктуры, чтобы обеспечить потребности ПО в мощностях, доступе к сети, хранилищу данных и миграции данных, опишите эти изменения. Зафиксируйте всю информацию, которая потребуется тем, кто будет готовить бизнес-процессы обучения и модификации в связи с развертыванием нового решения.

2. Рамки и ограничения проектаСпособы представления границ проекта