Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Раннее творчество

Писать Чехов начал еще в Таганроге. Он даже издавал собственный рукописный журнал ”Зритель”, который периодически высылал братьям в Москву.

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати.

Успех вдохновляет Чехова: начинается активное сотрудничество его в многочисленных юмористических изданиях - “Зрителе”, “Будильнике”, “Москве”, “Мирском толке”, “Свете и тенях”, “Новостях дня”, “Спутнике”, “Русском сатирическом листке”, “Развлечении”, “Сверчке”.

Чехов публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

В 1882 году на его талант обращает внимание русский писатель и редактор петербургского юмористического журнала “Осколки” Н. А. Лейкин, который приглашает Чехова к постоянному сотрудничеству.

Время начала 80-х годов далеко не благоприятно для развития глубокой сатирической журналистики. В стране сгущается правительственная реакция.

Цензоры повсеместно вычеркивают слово “лысый”, дабы уберечь читателя от любого намека на лысого императора Александра III. Потому, и юмор в “осколочной” беллетристике 80-х годов ориентировался на вкусы мещанской публики. Разрешалось смеяться легко и весело над мелочами повседневной, непритязательной жизни, но не рекомендовалось высмеивать ничего всерьез.

Юмористические журналы 80-х годов имели в основном развлекательный, чисто коммерческий характер.

В ряде рассказов Чехова мелькают щедринские образы “торжествующей свиньи”, “ежовых рукавиц”, “помпадуров”. Использует Чехов и щедринские художественные приемы зоологического уподобления, гротеска.

В ”Философских определениях жизни” он уподобляет жизнь безумцу, “ведущему самого себя в квартал и пишущему на себя кляузу”.

В ”Случаях mania grandiosa” сообщается об отставном капитане, помешанном на теме “сборища воспрещены”. И только потому, что сборища воспрещены, он вырубил свой лес, не обедает с семьей, не пускает на свою землю крестьянское стадо. Здесь же действует отставной урядник, который помешался на теме “а посиди-ка ты, братец”. Он сажает в сундук кошек и собак, держит их взаперти. В бутылках томятся у него тараканы, клопы и пауки. А когда у него заводятся деньги, урядник ходит по селу и нанимает желающих сесть под арест.

Однако гротеск и сатирическая гипербола не становятся определяющими принципами чеховской поэтики.

Ранние рассказы Чехова сплошь юмористичны, причем юмор в них весьма оригинален и резко отличен от классической литературной традиции.

В русской литературе XIX века, начиная с Гоголя, утвердился так называемый “высокий смех”, “смех сквозь слезы”. Комическое воодушевление у Гоголя и его последователей сменялось, как правило, “чувством грусти и глубокого уныния”.

У Чехова, напротив, смех весел и беззаботно заразителен: не “смех сквозь слезы”, а смех до слез. Это связано с особым восприятием мира, с особым чеховским отношением к нему.

В рассказе ”Папаша”, например, сам папаша “толстый и круглый, как жук”, а мамаша - “тонкая, как голландская сельдь”. Это люди без морали, без человеческих понятий.

В рассказе ”За яблочки” так прямо и сказано: “Если бы сей свет не был сим светом, а называл бы вещи настоящим их именем, то Трифона Семеновича звали бы не Трифоном Семеновичем, а иначе: звали бы его так, как зовут вообще лошадей да коров”.

Элементы зоологического уподобления встречаются и в рассказе Чехова ”Хамелеон”, где полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин по-хамелеонски “перестраиваются” в своем отношении к собаке в зависимости от того, “генеральская” она или “не генеральская”.

Очень часто в раннем творчестве Чехов комически обыгрывает традиционные в русской литературе драматические ситуации. По-новому решает он, например, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы.

В ”Смерти чиновника” “маленький человек” Иван Дмитриевич Червяков, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Это событие Червяков переживает, как “потрясение основ”. Он никак не может смириться с тем, что генерал не придает происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его, “посягнувшего” на “святыню” чиновничьей иерархии.

В лакейскую душу Червякова забредает подозрение: “Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..”

Подозрительность разрастается, он идет просить прощения к генералу и на другой день, и на третий... “Пошел вон!!” - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. “Что-с?” - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса. “Пошел вон!!” - повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер”.

”Жертва” здесь не вызывает сочувствия. Умирает не человек, а некое казенно-бездушное существо. Обратим внимание на ключевые детали рассказа. Живет не человек, а казенный винтик в бюрократической машине. Потому и умирает он, “не снимая вицмундира”.

Один из ранних рассказов Чехова называется “Мелюзга”. Символическое название!

Большинство персонажей в его произведениях первой половины 80-х годов - мелкие чиновники Подзатылкины, Козявкины, Невыразимовы, Червяковы.

Чехов показывает, как в эпоху безвременья мельчает и дробится человек.

Тогда же его учитель Салтыков-Щедрин пишет книгу “Мелочи жизни”, в которой так характеризует жизнь страны:

И умственный, и материальный уровень страны несомненно понижается... разрывается связь между людьми, и вместо всего на арену появляется существование в одиночку и страх перед завтрашним днем.

Художественное мироощущение ЧеховаТворчество второй половины 80-х годов. Повесть "Степь"