Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Краткая биография и своеобразие таланта Гончарова-художника

Детство и юность

Иван Александрович Гончаров родился в городе Симбирске, в купеческой семье. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором и садом проходило детство будущего писателя.

Когда Гончарову было всего семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище, где уже учился его старший брат Николай. Хотя обучение там было для него малоинтересно, его имя регулярно помещалось на «красной доске» училища.

Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Благоговение перед именем Пушкина писатель сохранил на всю жизнь.

Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах, общение там с интересными людьми, поэтому он переезжает в Петербург. По приезде в столицу он устроился в департамент внешней торговли министерства финансов на должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи, которым преподавал латинский язык и русскую словесность.

Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства.

Начало творческой жизни и особенности художественного стиля писателя

Серьёзное творчество писателя сформировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. Кроме того, Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. В результате наблюдения писателя за реальной жизнью, за столкновением патриархального и буржуазного укладов рождается его роман “Обыкновенная история”.

В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым подчеркнув типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

За всю свою жизнь Гончаров написал всего три романа (и работа над каждым из них составляла не менее 10 лет: “Обыкновенная история” выходит в 1847 году, “Обломов” публикуется в 1859, а “Обрыв” — в 1869). В каждом из них он последовательно развивал и углублял конфликт между укладами русской жизни: патриархальным и буржуазным.

Романы получили благосклонные отклики критиков. Но более точно и полно выделить главные таланты Гончарова удалось Добролюбову в статье “Что такое обломовщина?”:

Есть писатели, которые берут на себя труд объяснения с читателем и на протяжении всего рассказа направляют и поучают его. Гончаров, напротив, доверяет читателю и не даёт от себя никаких выводов...не пускается в отвлечённую философию и нравоучения.

Вторая особенность Гончарова — в умении создавать полный образ предмета. Писатель не увлекается какой-то одной стороной его, забывая об остальных. Он “вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления”.

И, наконец, своеобразие Гончарова-писателя в спокойном, неторопливом повествовании, стремящемся к максимальной объективности, к полноте непосредственного изображения жизни.

Эти три особенности позволяют Добролюбову назвать талант Гончарова объективным талантом.

Иван Александрович ГончаровРоманы "Обыкновенная история" и "Обломов"