Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Романы "Обыкновенная история" и "Обломов"

Роман “Обыкновенная история”

Первый роман Гончарова ”Обыкновенная история” увидел свет на страницах журнала “Современник” в мартовском и апрельском номерах за 1847 год. В центре романа — столкновение двух характеров, двух философий жизни, двух укладов: деревенского (Александр Адуев) и буржуазно-делового, столичного (его дядюшка Пётр).

Александр Адуев — юноша, только закончивший университет, исполненный надежд на вечную любовь, на поэтические успехи, на славу выдающегося общественного деятеля. Эти стремления зовут его в Петербург из усадьбы Грачи. Он наивен и доверчив, отдаленно напоминает Владимира Ленского из “Евгения Онегина”. Мечты провинциала подвергаются серьезному испытанию столичной жизни.

Пётр Адуев на первый взгляд выгодно отличается от племянника отсутствием неумеренной восторженности, умением трезво и деловито смотреть на вещи. Но постепенно читатель начинает замечать в этой трезвости сухость и расчётливость, эгоизм. Он “отрезвляет” молодого человека, безжалостно к его юной душе и романтическим порывам. Под воздействием дяди увядают и идеалы вечной дружбы и романтика любви.

Роман “Обломов”

С 1847 года Гончаров обдумывает создание нового романа. Только к 1858 году писателю удается завершить работу и опубликовать роман в “Отечественных записках” за 1859 год. “Обломов” встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа разделились.

Н.А. Добролюбов увидел в романе кризис и распад старой крепостнической Руси. По его мнению, Илья Ильич Обломов — “коренной народный наш тип”, символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он типичный “лишний человек”, доведённый автором до логического конца, за которым — распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех вскрывает корни обломовского бездействия.

А.В. Дружинин несколько иначе оценил роман. Он созвучен с Добролюбовым в том, что Илья Ильич отражает существенные стороны русской жизни. Тем не менее, он не согласен с теми, кто призывает презирать Обломова, по его мнению, “Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви”. Почему же так посчитал либеральный критик?

”Обломовщина гадка, ежели происходит от гнилости, безнадёжности, растления и злого упорства, но ежели корень таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей..., то злиться на неё значит то же, что злиться на ребёнка, у которого сливаются глазки посреди вечерней крикливой беседы людей взрослых...”

Подход Дружинина не стал популярным, с энтузиазмом большинством была принята трактовка Добролюбова.

Образ Обломова на самом деле сложен и интересен, поэтому такие диаметрально противоположные впечатления появились не случайно. Первая часть романа посвящена обычному дню Ильи Ильича. Она ограничена пределами одной комнаты, но внешне здесь происходит множество событий. Здесь он предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие беды (упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры) не могут сдвинуть его с места.

Символичен образ халата Обломова и вообще отношение героя к вещам. По мере повествования читатель узнает, как вырос Илья Ильич. Здесь есть и забота близких, и картины щедрой хлебосольной Руси, красота праздников. Отнюдь не только барство формирует характер Обломова. В нём есть какая-то мудрая лень, недоверие к расчетливому, активному ведению дел — он живёт спокойно и несуетно.

Как противоположность неспешному Обломову вводит автор в роман деятельного Штольца, которые все успевает и во всем разбирается. Он заставляет героя на какое-то время очнуться и окунуться в жизнь.

Обломов влюбляется в талантливую и прогрессивно мыслящую Ольгу Ильинскую и впоследствии, после долгих раздумий и отступлений, делает ей предложение. Но жизнь складывается совсем по-другому...Вовсе не с Ольгой он узнает, что значит быть счастливым.

Печально-смешной Обломов бросает в романе вызов современной цивилизации с её идеей исторического прогресса. Он мечтает о том, чтобы люди наконец успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали заниматься техническими играми, оставили большие города и вернулись к деревенскому миру, к простой, непритязательной жизни. Эти идеи найдут отклик в работах позднего Толстого, отрицавшего технический прогресс и призывавшего людей отказаться от излишеств цивилизации.

Краткая биография и своеобразие таланта Гончарова-художникаРоман "Обрыв"