Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Роман "Обрыв"

Творческая история создания романа

Поиски путей органического развития России, снимающего крайности патриархального быта и буржуазного прогресса, продолжил Гончаров и в последнем романе “Обрыв”. Роман был опубликован в 1869-м году в журнале “Вестник Европы”. Он и завершил задуманную Гончаровым трилогию.

На единство трёх романов указывает то, что их замысел возник почти одновременно, в конце 1840-х. Писатель только что опубликовал “Обыкновенную историю”, набросал “Сон Обломова” и посетил Симбирск.

Тут толпой хлынули ко мне старые знакомые лица, — вспоминал он, — я увидел ещё не отживший патриархальный быт и вместе новые побеги, смесь молодого со старым. Сады, Волга, обрывы Поволжья, родной воздух, воспоминания детства...

В “Обрыве” много личного и автобиографического: усадьба Малиновка (поместье матери писателя), дружба Авдотьи Матвеевны с другом дома Трегубовым, Марфенька и Вера (юные племянницы Гончарова).

Сначала роман назывался “Художник”. В герое романа — Райском, Гончаров хотел показать “проснувшегося Обломова” и конфликт между старым и новым завершался в пользу России молодой. Но потом и сам замысел, и финал романа были переосмыслены.

Разыгралась драма в близкой к Гончарову семье Майковых. Писатель был родственно привязан к этому семейству еще и потому, что собственной семьи у него так и не было. Он всегда восхищался Екатериной Павловной Майковой, образованной, одарённой, увлечённой вместе с мужем изданием детского журнала “Подснежник”.

Но тут вдруг всё изменилось. В доме Майковых появился новый учитель Любимов, типичный демократ-шестидесятник, “нигилист”. Екатерина Павловна страстно увлеклась новым учением, бросила семью, оставив на попечении мужа троих детей.

Гончаров пытался предотвратить семейную драму и предостерегал женщину от неверного шага...Именно эти разговоры лягут в основу диалога героев произведения Веры и Марка Волохова в окончательном варианте романа.

Вместе с этими идеями поменялась и идея романа. В образах патриархальных Гончаров увидел хранителей вечных семейных ценностей, а в поведении молодых героев — губительные “падения” и “обрывы”. Изменилось и название романа.

Если в прошлых романах Гончарова был один герой, то здесь множество сюжетных линий и соответствующих им героев. В “Обрыве” есть мифологический подтекст, кроме того, возрастает стремление автора проводить параллели между текущими явлениями жизни и вечными жизненными основами.

Гончаров вообще был убеждён, что жизнь при всей её подвижности удерживает неизменные устои. И в старом, и в новом времени эти устои не исчезают, а остаются непоколебимыми.

”Обрыв” в оценке русской критики

Художественное достоинство “Обрыва” оказалось за пределами понимания русской критики. Это настолько удивляло и удручало писателя, что он попытался самостоятельно дать разъяснение в специальной статье “Лучше поздно, чем никогда”.

Но понимания быть не могло, поскольку русская общественная мысль того времени двигалась в диаметрально противоположном Гончарову направлении. Дух “Обрыва” просвечен насквозь христианской символикой, неуловимой и не понятной утратившей религиозный фундамент русской общественности.

Простой же читатель был увлечен разбором хитросплетений и судеб героев романа, не обращая на общий замысел никакого внимания.


Не секрет, что из четырех великих романистов России Гончаров наименее популярен. В Европе, которая зачитывается Тургеневым, Толстым и Достоевским, Гончаров читается менее других. Лишь на исходе 20-го столетия человечество наконец осознало, что слишком обожествляла научно-технический прогресс и слишком бесцеремонно обращалось со своим наследством, начиная от культурных традиций и заканчивая богатствами природы. И здесь самое время перечитать и переосмыслить произведения Гончарова.

Романы "Обыкновенная история" и "Обломов"Творческое задание