Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Основные финансовые документы

Сметы и бюджеты

Сущность бюджета состоит в росписи доходов и (или) расходов в денежной форме.

Бюджет — это описание плана производственно-хозяйственной деятельности в денежной форме.

На предприятиях в соответствии с определением финансов в бюджете как в финансовом документе присутствуют доходная и расходная часть.

Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов, или функциональных смет:

  • материальных затрат;
  • потребления энергии;
  • ФОТ;
  • амортизационных отчислений;
  • прочих расходов;
  • погашения ссуд банков;
  • налоговый бюджет.

Составление функциональных смет-бюджетов позволяет сформировать баланс и генеральную, объединенную или консолидированную смету — счет прибыли и убытков.

Баланс

Баланс означает равновесие. Поэтому можно дать следующее определение.

Баланс предприятия — это сводная таблица, в которой в денежной форме описывается имущество фирмы и источники его возникновения.

Исходя из смысла термина «баланс», стоимость имущества фирмы и размер источников его возникновения должны совпадать.

Активами баланса называется имущество предприятия, в которое вложен его капитал, в стоимостной денежной форме. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы подразделяют на основной и оборотный капитал.

Основной капитал включает в себя нематериальные, материальные и финансовые активы.

В оборотный капитал входят: товарные запасы; дебиторская задолженность; ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения; денежные средства.

Особенности и состав основного и оборотного капитала рассматривались ранее, но некоторых вопросов мы еще не касались.

Под нематериальными активами понимаются инвестиции в неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет. Например, это могут быть права пользования отдельными ресурсами (природными, земельными, аренда помещений, оборудования и пр.); патенты; ноу-хау; права на промышленные образцы и модели; товарный знак; права на использование компьютерных программных продуктов; деловая репутация или так называемый goodwill. Расходы на goodwill возникают в качестве нематериальных активов при покупке определенной фирмы (или ее части), если сумма покупки превышает цену, зафиксированную в бухгалтерских книгах данной фирмы. Goodwill является отражением того, что покупке самого предприятия — собственно осязаемых активов — сопутствует также ряд благоприятных обстоятельств: удобное местоположение предприятия, сформированный штат персонала, разработанный технологический цикл и т.д. Нематериальные активы аналогично материальным активам переносят свою стоимость частями в течение всего срока их службы. Если продолжительность использования объекта нематериальных активов определить не представляется возможным, то срок службы берется равным 10 годам, но не более срока функционирования предприятия.

Под финансовыми активами понимаются долгосрочные вложения предприятия в ценные бумаги (такие как акции) других предприятий и государства, например вложения предприятия в уставные (складочные) капиталы других организаций. К финансовым вложениям относятся также предоставленные другим организациям займы.

Под пассивами понимаются источники возникновения имущества предприятия. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пассивы делятся на следующие группы:

  • собственный капитал;
  • страховые резервы;
  • кредиторская задолженность, которая включает в себя долго- и краткосрочные обязательства.

Собственный капитал представляет собой вклад в фирму ее владельца (владельцев), уставный фонд, а также соответствующую долю прибыли (или убытков), остающуюся в распоряжении фирмы и не распределенную на дивиденды. Собственный капитал фирмы поступает в распоряжение владельца (владельцев) на тех условиях, которые продиктованы юридической формой существования данного предприятия. Напоминаем, что прибыль — это не деньги, а расчетная величина, показывающая, что полученный доход от производственно-хозяйственной деятельности превышает необходимые расходы на эту деятельность за определенный период. Деньги в пределах расчетной величины прибыли могут направляться на увеличение имущества фирмы, ее активов. Размер резервных фондов и нераспределенной прибыли определяется либо учредительными документами, либо законодательно. Так, в 2010 г. в Российской Федерации в АО создавался резервный фонд в размере не менее 15—20% уставного капитала. Этот фонд предназначен для погашения непредвиденных затрат, а также для равномерного включения текущих расходов в издержки производства и обращения. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений, размер которых, как правило, не может быть менее 5% суммы чистой прибыли.

Страховые резервы имеют много общего с кредиторской задолженностью. Кредиторская задолженность характеризуется тем, что кредитор, сумма и срок уплаты известны. В случае страховых резервов, наоборот, не известны ни кредитор, ни сумма, ни срок выплаты. В качестве примера приведем покрытие из страховых резервов издержек по гарантийным обязательствам, компенсациям и рекламациям.

Долгосрочным называют такое обязательство, срок выплаты по которому наступает позже, чем через один год. В качестве примера долгосрочного обязательства можно привести банковские ссуды или ипотечную задолженность, т.е. ссуду, выдаваемую под залог недвижимости.

Краткосрочным называют такое обязательство, срок уплаты по которому наступает в течение одного года. В качестве примеров краткосрочных обязательств можно привести товарных и вексельных кредиторов, задолженность по НДС, налогу на прибыль, краткосрочные кредиты в финансовых учреждениях.

Баланс дает статическую картину финансового состояния предприятия. Это как бы «фотография» финансового состояния и, как по фотографии можно судить о человеке или объекте, по балансу можно многое сказать о предприятии.

Счет прибыли и убытков

Если баланс — это финансовая «фотография», то с помощью счета прибыли и убытков представляется возможным проследить динамику производственно-хозяйственной деятельности и определить по периодам абсолютный показатель эффективности — прибыль или убыток. В соответствии с определением эффективности как соотношения результатов и затрат счет прибыли и убытков представляет собой таблицу, в которой из выручки от реализации последовательно вычитаются затраты, имеющие отношение к выручке. Состав затрат, который вычитается из выручки, определяется законодательством РФ.

План движения денежных средств

План движения денежной наличности — это документ, который отражает денежные потоки. Он представляет собой таблицу, имеющую два основных реквизита: «приход» и «расход». В каждый плановый период (в зависимости от вида бизнеса это может быть день, неделя, декада и т.п.) указывается источник, дата и размер денежных поступлений — «приход», и цель, дата и размер предполагаемых расходов — «расход». Это позволяет оптимальным образом распределять потоки свободных денежных средств, находить их источники, оптимизировать время операций с деньгами.

Финансовое планированиеПоказатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности