Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Роль бизнес-аналитика

Бизнес-аналитик — это основное лицо, отвечающее за выявление, анализ, документирование и проверку требований к проекту. Это основной коммуникативный канал между группой клиентов и командой разработчиков (рис. 4-1), хотя, конечно, не единственный: есть и другие. Аналитик отвечает за сбор и распространение информации о продукте, а менеджер проекта — за обмен информацией о проекте.

Рис. 4-1 Обязанности аналитика требований: наведение коммуникативных мостов между клиентом и разработчиками

Бизнес-аналитик — это одна из ролей участников проекта, а не обязательно название должности.

Их также называют аналитиками по требованиям, системными аналитиками, инженерами по требованиям, менеджерами по требованиям, прикладными аналитиками, аналитиками бизнес-систем, ИТаналитиками и просто аналитиками. Название этой должности сильно разнится в разных организациях. На эту роль можно назначить одного или нескольких специалистов. Кроме того, функции аналитика могут выполнять другие члены команды параллельно со своими обязанностями, например менеджер проекта, менеджер продукта, владелец продукта, специалист предметной области, разработчик и даже пользователь.

Важно заметить, что когда у человека, выполняющего роль бизнеса-налитика, есть другая роль в проекте, он выполняет две разных работы. Представьте, что менеджер проекта одновременно является бизнес-аналитиком в нем. Менеджер должен создавать и управлять планами, в том числе графиком и ресурсами, основываясь на работе, выполненной бизнес-аналитиком. Менеджер проекта должен помогать управлять границами проекта и корректировать график по мере изменения границ проекта. Сейчас он может выполнять роль менеджера проекта, а через минуту он будет выполнять работу бизнес-аналитика. Но это разные роли, требующие немного отличающихся наборов навыков.

В организациях, разрабатывающих потребительские продукты, роль аналитика часто выполняют менеджер продукта или специалисты по маркетингу. В сущности, менеджер продукта действует как бизнес-аналитик, часто с дополнительным ударением на понимании рыночного ландшафта и предугадывании потребностей внешних пользователей. Если в проекте есть и менеджер продукта, и бизнес-аналитик, первый обычно фокусируется на внешнем рынке и запросах пользователей, а второй преобразовывает эту информацию в функциональные требования.

В проектах гибкой разработки (agile) также нужен бизнес-анализ. В таких проектах обычно имеется роль владельца продукта, который выполняет часть традиционных задач бизнес-аналитика. А в некоторых командах предпочитают иметь также роль аналитика (Cohn, 2010). Бизнес-аналитик помогает представить пользователей и понять их потребности, а также выполняет дополнительные действия бизнес-аналитика, описанные далее в этой главе. Независимо от названия должности, человек, выполняющий задачи аналитика, должен обладать соответствующими навыками, знанием и личными качествами.

Внимание! Не думайте, что любой талантливый разработчик или опытный пользователь автоматически, без обучения, чтения литературы и тренировок, станет профессиональным аналитиком требований. Все эти роли требуют разных навыков, знаний и личных качеств.

От таланта аналитика зависит успех проекта. Один из клиентов, которых я консультировал, пришел к выводу, что спецификации с требованиями, созданные опытными аналитиками, удается изучать вдвое быстрее, чем созданные новичками, поскольку в первых меньше недостатков. В модели Cocomo II, широко применяемой для оценки проектов, опыт и способности аналитика требований сильно влияют на материальные и трудовые затраты, связанные с реализацией проекта (Boemn et al., 2000). Привлекая опытных аналитиков, можно на треть снизить связанные с проектом трудозатраты по сравнению с аналогичными проектами, где заняты неопытные аналитики.

Бизнес-аналитикЗадачи аналитика