Ранее предполагалось, что меняется только цена товара Х и остаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доход домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), воздействующие на QDх. Но каждый из этих факторов сказывается на QD товара Х, значит, они должны влиять на спрос. Особый интерес представляют два случая:
В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой спроса (и только в таком случае), экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая D смещается вправо, то говорят, что спрос увеличился; если при каждой возможной цене значения QD снижаются, а вся кривая D смещается влево, то говорят, что спрос уменьшился. Так, рост доходов населения, увеличение числа покупателей, ожидаемое повышение цен приводят к расширению спроса, а снижение цен на товары-заменители, повышение цен на взаимодополняющие товары вызывают сокращение спроса.
Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара). Если ни один из этих неценовых факторов не изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из начального состояния. Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации меняется QDх, но все факторы, влияющие на QDх, кроме цены Рх, сохраняются неизменными (а значит, кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте), спрос на товар Х не меняется. В подобных случаях происходит лишь изменение величины QDх при прочих равных условиях, следовательно, происходит перемещение вдоль той же кривой спроса.
Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос | Предложение товара и факторы, воздействующие на него |