Каким образом под воздействием спроса и предложения устанавливается цена товара Х на рынке? Рассмотрим рынок товара Х и формирование его цены. Для этого сравним QDх и QSх при различных значениях Рх и совместим таблицы 1 и 2 в таблицу 3.
Таблица 3
Исследуемая комбинация | Pх | QDх | QSх | Состояние рынка: излишек (+) или нехватка (-) товара Х |
---|---|---|---|---|
A | 10 | 700 | 50 | -650 тыс.шт. |
B | 15 | 480 | 220 | -260 тыс.шт. |
C | 20 | 350 | 350 | 0 — равновесие |
D | 25 | 240 | 480 | +240 тыс.шт. |
E | 30 | 150 | 580 | +430 тыс.шт. |
F | 35 | 100 | 670 | +570 тыс.шт. |
Возьмем соотношение А: как видно из таблицы 3, при цене Рх = 10 руб. потребители предъявляют спрос на 700 тыс. шт., а производители предлагают лишь 50 тыс. шт. товара Х. Такая ситуация не может длительное время сохраняться на рынке. Действительно, фирмы, продав 50 тыс. шт. товара Х, будут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это заставит производителей нанять дополнительные производственные ресурсы и расширить производство, поскольку каждая дополнительно проданная единица товара Х сулит им прибыль. Но в точке В при Рх = 15 руб. существует излишек спроса и нехватка товара Х, поэтому производители по-прежнему будут стремиться расширить производство. Избыточный спрос оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» цены вверх.
Когда производство товара Х достигнет 350 тыс. шт., на рынке установится цена Рх=20 руб., у фирм исчезнут причины увеличивать выпуск товара Х. Дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар Х и сокращением в этой связи количества товара, на который предъявляется спрос. В результате на рынке появятся излишки товара Х, например, при Рх = 25 руб. излишнее предложение составит 240 тыс. шт. Нереализованная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Вот почему и такая ситуация не может сохраняться длительное время — избыточное предложение оказывает на цены давление «сверху», заставляя цены понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара Х, пока на рынке не установится цена Рх = 20 руб. Только при такой цене две противоположные силы давления на цены — сверху и снизу — уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены.
Итак, равновесная цена — это цена, при которой количество товара Х, на которое покупатели предъявляют спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями, т. е. при которой QDх=QSх.
Все остальные цены являются неравновесными.
Если перенести данные таблицы 3 на график, то обнаруживается, что равновесие достигнуто в точке Е пересечения кривых спроса D и предложения S (cм. рисунок).
Равновесие на конкурентном рынке
Предложение товара и факторы, воздействующие на него | Законы спроса и предложения |