Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Предложение товара и факторы, воздействующие на него

Количество товара Х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать, называется количеством предложенного товара (QSх).

Отметим, что QSх может отличаться от количества товара Х, реально проданного потребителям.

Величина QSх также зависит от промежутка времени, как и QDх, поэтому и в случае предложения будем считать неизменным рассматриваемый период (например, месяц).

На количество товара Х, которое фирмы желают произвести и реализовать, оказывают воздействие многие факторы; к основным из них можно отнести следующие:

  • цена самого товара Х (обозначим ее Рх);
  • цены ресурсов (Pх), используемых в производстве товара Х;
  • уровень технологии (L);
  • цели фирмы (А);
  • величины налогов и субсидий (Т);
  • цены на иные товары (Рi);
  • ожидания (Е);
  • число производителей товаров (N).

Всю совокупность значений QSх товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением (S) товара Х. Предложение можно представить в виде функции, в табличной или графической форме.

Представим функцию предложения в табличной форме (табл. 2).

Данные таблицы 2 отражают важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже. Это является законом предложения.

Таблица 2

Исследуемая комбинация Цена единицы товара Х (руб.) Количество товара Х, на которое предъявлен спрос (тыс. шт.)
A 10 50
B 15 220
C 20 350
D 25 480
E 30 580
F 35 670

На основании данных таблицы 2 можно построить график. Полученная кривая S называется кривой предложения.

Кривые предложения

Соединив точки A, B, ..., F, отложенные на основании данных таблицы 2, в одну линию, получим кривую предложения S.

Если под воздействием какого-то фактора предложение возрастет, то кривая S сместится вправо и займет положение S′. При уменьшении предложения кривая S сместится влево и примет вид S′′.

Как видно из рисунка 3, кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены Рх товара Х растет количество товара Х, предлагаемого производителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет «восходящий» характер.

Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения

Если под воздействием изменений какого-либо фактора величины QSх меняются при каждой цене и смещается вся кривая предложения, то происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, кривая S смещается вправо и занимает положение S′; в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево — кривая S′′ (рисунок 3). Увеличению предложения способствуют:

  • рост числа производителей;
  • снижение цен на ресурсы;
  • повышение уровня технологии;
  • субсидий товаропроизводителям.

Сокращение предложения вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.

Изменение спроса. Сдвиги кривой спросаРавновесная цена