Количество товара Х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать, называется количеством предложенного товара (QSх).
Отметим, что QSх может отличаться от количества товара Х, реально проданного потребителям.
Величина QSх также зависит от промежутка времени, как и QDх, поэтому и в случае предложения будем считать неизменным рассматриваемый период (например, месяц).
На количество товара Х, которое фирмы желают произвести и реализовать, оказывают воздействие многие факторы; к основным из них можно отнести следующие:
Всю совокупность значений QSх товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением (S) товара Х. Предложение можно представить в виде функции, в табличной или графической форме.
Представим функцию предложения в табличной форме (табл. 2).
Данные таблицы 2 отражают важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже. Это является законом предложения.
Таблица 2
Исследуемая комбинация | Цена единицы товара Х (руб.) | Количество товара Х, на которое предъявлен спрос (тыс. шт.) |
---|---|---|
A | 10 | 50 |
B | 15 | 220 |
C | 20 | 350 |
D | 25 | 480 |
E | 30 | 580 |
F | 35 | 670 |
На основании данных таблицы 2 можно построить график. Полученная кривая S называется кривой предложения.
Кривые предложения
Соединив точки A, B, ..., F, отложенные на основании данных таблицы 2, в одну линию, получим кривую предложения S.
Если под воздействием какого-то фактора предложение возрастет, то кривая S сместится вправо и займет положение S′. При уменьшении предложения кривая S сместится влево и примет вид S′′.
Как видно из рисунка 3, кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены Рх товара Х растет количество товара Х, предлагаемого производителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет «восходящий» характер.
Если под воздействием изменений какого-либо фактора величины QSх меняются при каждой цене и смещается вся кривая предложения, то происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, кривая S смещается вправо и занимает положение S′; в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево — кривая S′′ (рисунок 3). Увеличению предложения способствуют:
Сокращение предложения вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.
Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса | Равновесная цена |