Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Типология корпоративной культуры

Очень часто при переходе на новую работу кандидаты интересуются, какой тип корпоративной культуры существует в новой компании, какие ценности, стандарты, нормы поведения и стиль управления у нового руководства.

В российском бизнесе сложно выделить четкие типы корпоративной культуры. Одни компании говорят, что их корпоративная культура еще формируется, другие — что у них есть «смешанная культура».

Часто консультанты компании слышат от кандидатов такие пожелания, как: «Я хотел бы работать в компании с прозападным стилем управления»; «Я настроен на работу в перспективной западно-ориентированной компании, где мой профессионализм, карьерные ориентации смогут реализоваться»; «Я хочу работать в такой компании, где можно проявлять самостоятельность, профессионализм и где я чувствовал бы свою необходимость компании».

Типологии корпоративной культуры весьма разнообразны. Мы рассмотрим одну из них, являющуюся в классическом западном менеджменте общепринятой. Это типология Джеффри Зоненфельда, который выделил четыре типа культур — baseball team, club, academy и fortress.

«Бейсбольная команда» (baseball team) возникает в ситуации, где принимаются рискованные решения, реализуется немедленная взаимосвязь с внешней средой. Решения в таких компаниях принимаются очень быстро. При такой культуре поощряется талант, новаторство и инициатива, а ключевые сотрудники считают себя «свободными игроками». Работники с невысокими показателями быстро выпадают.

Культура типа «бейсбольная команда» характерна для динамичного бизнеса с высокими показателями риска, например, производство фильмов, рекламное дело, IT.

«Клубная культура» (club) характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью, командной работой. Стабильные и безопасные условия способствуют поощрению возраста сотрудников, опыта и должностного преимущества. В такие компании приходят молодыми и остаются навсегда, повышение получают только старые работники, а карьерный рост происходит медленно и постепенно.

Например, руководители банков, которые начинали свою карьеру с должности операциониста.

«Академическая культура» (academy) предполагает постепенный карьерный рост сотрудников внутри компании. В компании с такой культурой набирают новых молодых сотрудников, которые проявляют интерес к долговременному сотрудничеству и ничего не имеют против медленного продвижения по служебной лестнице. Строгая академическая культура характерна для уже устоявшихся, давно образованных институтов.

Например, старые государственные университеты, такие компании, как Coca Cola, Ford.

«Оборонная культура» (fortress) может возникнуть в ситуации необходимости выживания. При этой культуре нет гарантии постоянной работы, нет возможности для профессионального роста, так как компаниям часто приходится подвергаться реструктуризации и сокращать свой персонал, чтобы адаптироваться к новым внешним условиям. Такая культура губительна для работников, но при этом представляет возможности для уверенных в своих силах менеджеров. Те менеджеры, которые справились со сложной ситуацией, получают признание.

Факторы, способствующие формированию корпоративных отношенийМеханизмы формирования корпоративной культуры