Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Технологические изменения в отрасли

Так как большинство пользователей ERP-систем не хочет иметь проблем с формированием и выводом различных отчетов и документов, то спрос на OMS-системы в среднесрочной перспективе останется сильным. По прогнозу Gartner Group, в ближайшие годы средние ежегодные темпы роста рыночного сегмента систем управления генерацией отчетов и систем управления выводом составят 30%. Определенный импульс развитию OMS-систем придаст и дальнейшее распространение электронного бизнеса, весьма требовательного к наличию в информационных системах предприятий возможностей распределенной генерации выходных документов.

В СЭД за последние несколько лет проявляются определенные технологические изменения. Например, на смену СЭД с двухзвенной архитектурой типа “клиент-сервер” сейчас приходят системы с трехзвенной архитектурой. Такие системы гораздо проще интегрировать с другими корпоративными приложениями через API-интерфейс (хотя остаются и возможности интерфейсов CORBA, COM/DCOM и др.).

Другим заметным изменением является упрощение управлением документами во многих CЭД. Эта тенденция начала проявляться еще несколько лет назад, когда компания Lotus Development выпустила ПО Domino, обеспечивающее недорогое управление ревизией базовых документов. В 2000 г. этим же стала заниматься компания Microsoft, работающая над повышением функциональности при управлении документами и знаниями (в рамках проекта Tahoe). В результате выполнения проекта для офисных приложений Microsoft была бесплатно обеспечена базовая функциональность управления документами (такая же функциональность реализована и в ПО MS Site Server и MS Exchange). В свою очередь, в ПО Oracle iFS (Internet File System) также бесплатно обеспечена базовая функциональность проверки версий и check in/check out на основе СУБД Oracle.

По мнению аналитиков IDC и GartnerGroup, в ближайшем будущем традиционные СЭД ожидают определённые трудности вследствие того, что поставщики инфраструктурного ПО (Lotus и/или Microsoft) будут предлагать на основе своих базовых технологий функциональность СЭД без необходимости дополнительных инвестиций во внедрение приложений управления документами (обладающих своей стоимостью). Кроме того, IDC прогнозирует (отчет “Collaborative ApplicationsMarket Forecast and Analysis”), что в будущем будет наблюдаться смещение фокуса с “чистых” СЭД на технологии коллективной работы с элементами управления электронными документами, управление знаниями и решения по управлению содержимым и информацией (порталы).

Технологический парк ECM обширен, он постоянно пополняется новыми технологиями, и ECM-вендоры регулярно предлагают новые решения для существующих и новых задач. Кроме того, чтобы адекватно применить или оценить технологию, важно понять ее место в единой задаче управления информацией.

Если вспомнить жизненный цикл документа, описанный выше, то следуя по этапам этого пути мы можем рассмотреть и соответствующие технологии применяющиеся в СЭД и развивающиесся с каждым годом все более обширно.

На этапе “рождения документа” информация создается или импортируется в ECM-систему извне. С этого первого шага начинается движение информации в организации, и как следствие, возникает задача по управлению данной информацией. Условно можно выделить два класса информации: создаваемой человеком и создаваемой приложениями. К первому классу относятся бумажные и электронные документы, различные заполненные формы и анкеты, мультимедийная информация (аудио, видео, изображения и т.п.), а также информация на архивных носителях, доставшихся «по наследству», например, на микрофильмах. Ко второму классу (информация, создаваемая приложениями), относятся данные, выгружаемые из других информационных систем (ERP, CRM, специализированные системы), электронные формы, электронные данные, полученные по каналам электронного обмена.

На данном этапе используются следующие технологии:

  • Сканирование документов. Эта технология позволяет в системе работать с образами бумажных документов, что не только многократно повышает удобство работы, но и делает возможным параллельную и удаленную работу с одними и теми же документами.
  • Распознавание образов документов (OCR/HCR/ICR/OMR/IDR). Это целая совокупность технологий, включающая не только оптическое распознавание символов, но и такие «продвинутые» технологии, как интеллектуальное распознавание символов и даже целых документов, распознавание рукопечатных символов (используется при распознавании бумажных форм), распознавание меток.
  • Обработка форм. Формы могут быть бумажные, электронные или веб-формы. Заполненные формы пересылаются на участок обработки, где их содержимое заносится в систему.
  • Агрегация. Информация может поступать из разных источников, но в ECM системе должна быть представлена, как логически целая.
  • Интеграция. Информация в ECM-систему может поступать из других информационных систем. Интеграционному решению приходится решать массу задач: захват и преобразование данных и метаданных, сохранение юридической значимости информации и т.п.
  • Классификация. Полученная информация индексируется, классифицируется и категорируется, получает регистрационные номера, чтобы в дальнейшем была возможность найти информацию, а также на нее ссылаться.

Информация, поступившая в систему, хранится в ней в соответствии с установленными для этого класса информации политиками.

Вопросы хранения могут быть рассмотрены на нескольких уровнях абстракции, от физических методов хранения информации, и до политик хранения и общей стратегии управления информацией в организации. Поэтому в нашем списке используемых технологий также будут присутствовать технологии самого разного уровня:

  • SAN (Storage Area Network), NAS (Network Attached Storage), CAS (Content Addressable Storage), магнито-оптические диски, CD/DVD, дисковые и ленточные библиотеки, SSD, RAID. Это целый парк технологий и периферийных устройств, предназначенных для хранения информации. Выбор той или иной технологии обуславливается объемом информации, сроком хранения, параметрами доступа к ней пользователей, требуемым уровнем надежности и безопасности.
  • Файловые системы, CMS (Content Management System), базы данных, хранилища данных, репозитории. На этом уровне решаются вопросы организации хранения данных на уровне файлов, записей в базе данных, контента в хранилище и CMS.

Перечисленные технологии призваны решать следующие задачи, возникающие в процессе хранения:

  • Поиск
  • Контроль версий
  • Регистрация прибытия/убытия документов и информации
  • Блокировки
  • Аудит действий пользователей
  • Извлечение документов и информации.

На логическом уровне можно выделить управление политиками хранения. Это большая практическая тема, в которой множество подводных камней. Как правильно установить срок хранения, чтобы бы были соблюдены нормативные требования и учтены интересы бизнеса? Что делать, если одни нормативные требования требуют, чтобы информация была сохранена, а другие, чтобы она была уничтожена? Эти вопросы постоянно приходится решать в организациях, и цена ошибки может быть очень высока.

Следующий важный момент - обеспечение сохранности.

Обеспечение сохранности – это даже не этап, это отдельное направление деятельности, включающее в себя ряд задач:

  • Обеспечение юридической значимости информации
  • Перевод системы в специальные режимы (аудит, проверка и т.п.)
  • Восстановление информации, пострадавшей в результате катастроф природного и техногенного характера
  • Своевременная миграция в новые форматы и на новые носители (особенно актуально при долговременном хранении информации)

Для решения этих и других задач могут быть использованы различные инструменты и технологии:

  • Электронная подпись
  • Специальные архивные форматы, например, PDF-A
  • Вывод информации на архивные носители: бумага, микрофильмы
  • Резервное копирование и восстановление информации
  • Контролируемая конвертация и перенос на другие носители

Хранение информации в ECM-системе – не самоцель, информация постоянно используется в повседневной деятельности. Поэтому в сферу деятельности ECM-систем входит организация ее доставки потребителям. Можно выделить следующие задачи:

  • Управление правами доступа. В системе, как правило, хранится информация, предназначенная для разных групп пользователей. Поэтому невозможно представить себе ECM-систему без механизма управления правами доступа.
  • Управление отчетами, печатью и публикациями. Результатом ряда бизнес-процессов является бумажный или электронный документ, доступ к другой информации осуществляется через интернет и интранет порталы. Или же затребованные документы отправляются электронной почтой или по другим каналам связи. Все эти процессы должны осуществляться в соответствии с утвержденными методиками и стратегиями.
  • Организация доступа с мобильных устройств. Наверно, самое динамично развивающееся направление в сфере ECM, так как удаленная и мобильная работа с корпоративной информацией для ряда сотрудников становится уже не вспомогательным, а основным сценарием.
  • Межведомственный электронный документооборот (МЭДО). Также одно из динамично развивающихся направлений. Отказ от бумаги и переход на элеткронный документооборот между организациями позволяет кроме экономии на бумаге, печати и расходов на доставку, позволяет организовать совместную работу над документами, увеличить скорость и эффективность взаимодействия.

Для решения этих и других задач используется современные и проверенные временем технологии:

  • Управление правами доступа к цифровой информации (DRM, Digital Rights Management), «водяные знаки» (Watermark)
  • Электронная подпись, инфраструктура публичных ключей подписи (PKI, Public Key Infrastructure)
  • Преобразование (Transformation), форматирование (Format), сжатие (Compression) и объединение (Syndication) информации
  • XML, JSON, SOAP, REST.
Интеграция СЭД с распространенными корпоративными приложениямиИзменения предпочтений потребителей