Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Принцип 77. Занятые люди более счастливы

Рассмотрим следующий сценарий: вы только что приземлились в аэропорту и идете за своим багажом. Это заняло у вас 12 минут. Когда вы пришли, багаж был уже на карусели. Почувствуете ли вы нетерпение?

Другой сценарий: вы приземлились в аэропорту и дошли до багажной карусели за 2 минуты. Там вам пришлось стоять 10 минут в ожидании багажа. Будете ли вы чувствовать нетерпение в этом случае?

В обоих случаях вы получаете багаж через 12 минут после прибытия, но велика вероятность, что вы почувствуете большее нетерпение и большее неудобство во втором сценарии, когда вы должны стоять и ждать.

Люди нуждаются в оправдании

Исследования Кристофера Ши (Christopher Hsee) и его коллег показали, что люди более счастливы, когда они заняты. Здесь есть некий парадокс. В разделе «Что мотивирует человека» мы писали, что люди ленивы.

Пока у человека нет причин проявлять активность, он предпочитает не делать ничего и таким образом сберегает энергию.

НО!

Ничего не делая, человек начинает чувствовать себя несчастным и раздраженным.

Группа Ши предоставила участникам эксперимента выбор между тем, чтобы доставить заполненные анкеты в указанное место, расположенное в 15 минутах ходьбы, или просто выйти из помещения и подождать 15 минут. Некоторым участникам предлагалось затем посетить одно кафе, независимо от того, какой способ действий они выбрали, а другим предлагались разные кафе в зависимости от их предыдущего выбора. (Ши заранее позаботился о том, чтобы кафе были одинаково привлекательны.)

Если кафе было одно и то же, то большинство участников (68%) выбирали выход из помещения («ленивый» способ поведения). Первая реакция студентов — делать поменьше работы, но когда активное действие было оправданно, большинство из них выбрали возможность действовать активно. После эксперимента те студенты, которые решили прогуляться подальше, чувствовали себя счастливее, чем те, кто решил не занимать себя лишней работой. В другой версии студентам раздавали роли, кто будет «занятым», а кто «незанятым» (другими словами, у них не было выбора). Занятые студенты оказывались более довольными.

В следующей серии экспериментов Ши давал студентам головоломку-браслет для изучения. Затем он предлагал им на выбор либо провести 15 минут в ожидании, ничего не делая (они думали, что ждут, когда начнется следующая часть эксперимента), либо провести это же время ожидания, разбирая браслет на части и затем собирая его. Некоторым участникам предлагалось собрать его в прежней конфигурации, а другим предлагалось собрать браслет по-другому.

Участники эксперимента, которым предлагалось воссоздать браслет в прежней форме, предпочли просто сидеть и ничего не делать. Но те, кому было предложено собрать браслет по-новому, предпочли работать, а не сидеть просто так. Как и в предыдущих экспериментах, те, кто был занят в течение этих 15 минут, чувствовали себя более счастливыми, чем те, кто ничего не делал.

Выводы:

  • Людям нравится быть занятыми.
  • Люди предпочтут решать задачу, чем ничего не делать, но это в том случае, если задача стоящая. Если люди думают, что работа бесполезна, они не будут ее выполнять.
  • Если люди должны ждать, пока выполняется их задание, лучше предложить им в это время заняться чем-то интересным.
Принцип 76. Человек обожает сюрпризыПринцип 78. Пасторальные сцены приносят радость