Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Эволюция науки

Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог кончить?

Евангелие от Луки, 14, 28-30

Проекты и управление проектами существуют с тех незапамятных времен, когда люди впервые собрались вместе, чтобы построить для себя жилище или вырастить урожай. Однако формальная наука управления проектами появилась лишь после Второй мировой войны. Во время Второй мировой войны и сразу же после ее окончания американское правительство инициировало масштабные проекты, связанные с разработкой новых систем оружия. Манхэттенский проект, в ходе которого была разработана и изготовлена первая атомная бомба, по общему признанию считается первым в мире проектом, в котором использовались современные методы проектного менеджмента.

Последующие правительственные инициативы, связанные со строительством подводных лодок и военных судов, работающих от ядерных реакторов, потребовали столь масштабных инноваций и изобретений и оказались столь дорогостоящими, что их практическим осуществлением нельзя было управлять с помощью традиционных методов. Первые современные методы управления проектами были разработаны именно для осуществления этих колоссальных проектов. Некоторые из них — Метод событийною сетевого анализа PERT (Program Еvаlиаtiоn and Review Тесhniqие) и метод критического пути CPM (Critical Path Method) — широко известны и применимы до настоящего времени.

Понять истинное значение проектного менеджмента в контексте современного мира можно, рассматривая его как научную дисциплину. До Второй мировой войны управление проектами рассматривалось как некое подмножество технических знаний. Например, Джон Роблинг, который задумал и возглавил строительство знаменитого Бруклинского моста вместе со своим сыном, Вашингтоном, был гражданским инженером; он стал первопроходцем в строительстве вантовых мостов с помощью стальных тросов. Но несмотря на то, что Роблинг был известен как выдающийся специалист гражданского строительства, его триумф, связанный со строительством этого, а также других мостов, в значительной мере объяснялся выдающимися управленческими способностями этого человека. Точно так же Микеланджело, создатель базилики Св. Петра в Риме, руководил проектом по возведению этого собора, причем это руководство включало среди прочих и задачу разрешения конфликтов с церковными властями по поводу финансирования строительства. Даже в наши дни, когда управление проектами получило всеобщее признание как независимая дисциплина, по-прежнему многие считают ее уделом технических специалистов — инженеров, бухгалтеров или врачей.

Опыт американского правительства, полученный в ходе реализации упомянутых выше проектов создания атомной бомбы и разработки ядерных энергетических установок, положил начало пересмотру представлениям о проектном менеджменте. Поскольку таким гигантским проектам характерна многоаспектность, трудно рассчитывать на то, что найдется один человек, способный отвечать за принятие всех технических решений. Узкие аспекты, связанные с координацией работ и коммуникаций, тормозили прогресс. Кроме того, Конгресс США потребовал ведения хотя бы элементарного учета колоссальных денежных средств, пущенных на эти проекты. Так “плавильный котел” перемен способствовал разработке первых формальных управленческих процедур, предназначенных для планирования и управления проектами. Несмотря на то, что глубокие знания ядерной физики или принципов ведения боевых действий с помощью подводных лодок были по-прежнему востребованы, от руководителей военных проектов уже не требовалось быть ведущими экспертами в соответствующих областях.

С тех пор Соединенные Штаты Америки неизменно выступают в роли лидера в деле разработки и продвижения новых методов управления проектами. Причина проста: без этих методов нельзя эффективно управлять масштабными проектами в области обороны, исследований космического пространства или гражданского строительства.

Во второй половине ХХ столетия управление проектами превратилось из малоизученного комплекса знаний, навыков и умений в общепризнанную профессию, в которой подвизается немало людей с учеными степенями и громкими званиями. Однако всем нам еще предстоит ответить на ряд важных вопросов. Является ли управление проектами совокупностью знаний, навыков и методов, которые можно освоить и применять независимо от того, о какой технической области идет речь в каждом отдельном случае? В какой мере руководителю проекта требуются технические знания в конкретной области, чтобы эффективно управлять проектом? Мог бы Джон Роблинг спроектировать Бруклинский мост и выступить в роли руководителя проекта, не располагая необходимыми техническими знаниями?

Задачи, которые решает наука управления проектамиОпределение успеха