Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Открытые бизнес-модели

Стиль № 5. ОТКРЫТЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ могут быть использованы для создания и сохранения ценности за счет сотрудничества с внешними партнерами. Это может осуществляться «извне» — посредством использования внешних идей или же «изнутри» — путем предоставления сторонним партнерам идей или активов, не востребованных фирмой.

Примеры: P&G, GlaxoSmithKilne, InnoСentive.

Открытые инновации и открытые бизнес-модели — термины, введенные Генри Чесбро. Название говорит о том, что исследовательские процессы открыты сторонним компаниям. Чесбро утверждает, что в мире, для которого характерна рассредоточенность знания, организации могут создать большую ценность и лучше использовать результаты НИОКР, если станут привлекать к своему инновационному процессу знания, интеллектуальную собственность и продукты, разработанные на стороне. Кроме того, Чесбро показывает, что продукты,технологии, знания и интеллектуальная собственность, которым компания не нашла применения, могут принести прибыль, если станут доступны внешним партнерам через лицензирование, создание совместных предприятий или дочерних компаний. Чесбро разделяет инновации на полученные «извне» и «изнутри». Инновации приходят «извне», если компания использует не свои идеи, технологии или интеллектуальную собственность в процессе развития и коммерциализации.

Таблица ниже иллюстрирует процесс усиления значимости внешних источников для укрепления бизнеса в компаниях. Инновации возникают «изнутри» при продаже или лицензировании организацией своей интеллектуальной собственности или технологий, в особенности тех, которые не используются самой компанией. Мы будем описывать бизнес-модели фирм, которые практикуют открытые инновации.

Принципы инноваций

Закрытые Открытые
Талантливые люди в нашей области работают на нас Мы должны работать с талантливыми людьми как из нашей компании, так и со стороны
Чтобы получать прибыль от НИОКР, мы должны сами делать открытия, разрабатывать их и применять на практике Внешние НИОКР тоже могут создавать ценность, и, чтобы претендовать на часть этой ценности, мы тоже должны заниматься исследованиями
Если мы сделаем открытие сами, то выйдем на рынок первыми Не обязательно самим проводить исследования, чтобы получать от них прибыль если это приносит нам выгоду и отвечает нашим интересам
Если большинство лучших идей в отрасли будут нашими, мы выиграем Мы выиграем, если наилучшим образом сможем использовать как свои, так и чужие идеи
Мы должны контролировать наш инновационный процесс, чтобы конкуренты не могли воспользоваться нашими идеями Мы должны получать прибыль от использования наших инноваций другими компаниями; нам надо приобретать чужие инновации, если это приносит нам выгоду и отвечает нашим интересам
Стиль приманки и крючкаProcter&Gamble: партнерство и развитие