Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Масштаб прототипов

Несложно понять, что имеют в виду под масштабом прототипов в архитектуре или дизайне упаковки, так как речь здесь идет о физических объектах. Архитектор Фрэнк Гери и дизайнер Филипп Старк, работая над дизайном своих проектов, конструируют бесчисленные прототипы — от набросков и грубых моделей до детальных, тщательно изготовленных макетов. В бизнес-моделировании может существовать аналогичное деление прототипов по масштабам и размерам, но только в более концептуальном ключе.

Прототип бизнес-модели может быть каким угодно — от наброска на салфетке до подробного шаблона и модели, пригодной к испытаниям на практике. Возможно, вы не до конца понимаете, в чем тут разница: набросок идеи бизнеса — дело, привычное для любого предпринимателя. Зачем называть это прототипированием? На этот вопрос есть два ответа. Во-первых, создание прототипа предполагает иной образ мышления. Во-вторых, шаблон бизнес-модели задает структуру, способствующую исследованиям. Прототипирование бизнес-моделей неразрывно связано с тем, что мы называем дизайнерским подходом.

Это постоянный поиск новых и лучших бизнес-моделей с помощью создания множества прототипов — как грубых, так и детальных, — представляющих разнообразные стратегические возможности. Нельзя ограничиваться моделированием только тех идей, которые вы в дальнейшем собираетесь реализовать. Нужно исследовать новые, даже нелепые и невероятные на первый взгляд идеи, добавляя и удаляя отдельные элементы в каждом прототипе. Экспериментировать с прототипами подобным образом вы можете на разных уровнях.

Каракули на салфетке. Набросок и грубая формулировка идеи. Нарисуйте простой шаблон бизнес-модели и опишите идею, используя лишь ключевые элементы.
  • Сформулируйте идею.
  • Включите в описание ценностное предложение.
  • Опишите основные потоки доходов.
Детальный шаблон. Какие нужны элементы, чтобы идея могла стать бизнес-моделью. Постройте шаблон для изучения всех элементов, необходимых для бизнес-модели.
  • Постройте полный шаблон.
  • Продумайте логику бизнеса.
  • Оцените потенциал рынка.
  • Проанализируйте связи между структурными блоками.
  • Проведите первоначальную проверку фактов.
Аналитическая таблица. Проверка идеи на жизнеспособность. Превратите подробный шаблон в аналитическую таблицу, чтобы оценить потенциал прибыльности идеи.
  • Постройте полный шаблон.
  • Введите в него ключевые данные.
  • Подсчитайте издержки и доходы.
  • Оцените потенциал прибыльности.
  • Проработайте финансовые сценарии, основанные на разных предположениях.
Тестирование в рабочих условиях. Изучение отношения потребителя к модели. Вы выбрали новую бизнес-модель, а теперь нужно протестировать ее в условиях рынка.
  • Подготовьте обоснованную аналитическую сводку для модели.
  • Задействуйте в ходе проверки своих клиентов.
  • Испытайте в рыночных условиях ценностное предложение, каналы сбыта, механизм ценообразования и/или другие элементы модели.
Дизайнерский подходВосемь прототипов бизнес-моделей для издания книги