Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Сценарии будущего

Сценарий — один из интеллектуальных инструментов, которые помогают размышлять над бизнес-моделями будущего.

Сценарии подхлестывают наши творческие способности, обеспечивая конкретный футурологический контекст, для которого можно изобретать подходящие бизнес-модели. Это более продуктивно, чем обычный мозговой штурм. Однако необходимо наличие нескольких сценариев, что в зависимости от глубины их проработки и реализма может потребовать определенных вложений.

Есть сектор экономики, испытывающий настоятельную потребность в инновационных бизнес-моделях, — это фармацевтическая промышленность, что обусловлено рядом причин. Продуктивность исследований в последние годы упала, и компании испытывают серьезные трудности с поиском и маркетингом новых лекарственных средств, что традиционно составляло ядро этого бизнеса. Между тем срок патентов на многие средства, приносившие наибольшие прибыли, истекает. Это означает, что прибыли от этих лекарств, скорее всего, перейдут к производителям дженериков. Дефицит удачных продуктов и исчезающий на глазах доход — лишь две из многих причин головной боли известнейших фармацевтических предприятий.

В это сложное время сочетание методов мозгового штурма и сценариев в бизнес-моделировании может оказаться очень полезным.

Сценарии помогают запустить процесс нестандартного мышления, что не всегда легко сделать в процессе создания новых бизнес-моделей.

В первую очередь необходимо создать несколько сценариев, в которых изображалось бы будущее фармацевтической промышленности. Это лучше поручить специалистам по сценарному планированию, владеющим необходимыми инструментами и методологией. В качестве иллюстрации мы построили четыре упрощенных сценария на основе двух критериев, которые могут стать определяющими для развития фармацевтической индустрии в следующем десятилетии. Естественно, помимо них есть и другие, и на основе более глубокого изучения отрасли можно построить множество различных сценариев.

Два фактора, которые мы выбрали:

  1. зарождение индивидуальных препаратов
  2. сдвиг в медицине от лечения к профилактике заболеваний.

Первый основан на достижениях фармакогеномики — науки, определяющей первопричину болезни по генетическому коду пациента. В будущем лечение станет полностью индивидуальным, и каждому пациенту будут назначаться препараты с уникальным составом, подобранным на основе его генетического кода. Сдвиг от лечения к профилактике отчасти обусловлен фармакогеномикой, отчасти достижениями диагностики, а отчасти — изменением взгляда на расходы и осознанием, что профилактика дешевле, чем госпитализация и терапия. Эти факторы позволяют строить предположения, которые дают нам четыре сценария, схематично изображенные на следующей странице.

  • традиционный бизнес: персональная фармацевтика не получит развития, несмотря на то, что технологически это будет осуществимо (например, из соображений конфиденциальности и т.д.), а основным источником доходов останутся традиционные терапевтические средства.
  • моя медицина: персональная фармацевтика будет существовать, но основную прибыль будут давать терапевтические средства.
  • здоровый пациент: профилактика станет все более и более преобладать над лечением, но перехода на индивидуальные препараты не произойдет, несмотря на наличие технологических возможностей для этого.
  • перестройка фармацевтической отрасли: с переходом к индивидуальному подбору препаратов и профилактике в качестве основной составляющей медицинского обслуживания в фармацевтической промышленности возникнут новые области роста.
Изучение идейБизнес-модели фармацевтики будущего