Материал предоставлен http://it.rfet.ru

Сила вопросов «что, если...»

Часто сложно представить инновационную бизнес-модель лишь потому, что в сознании сильна власть статус-кво, парализующая воображение. Один из способов преодолеть застой — попытаться подорвать традицию вопросом «А что, если..?». И то, что кажется невозможным, может оказаться вполне осуществимым. Подобные вопросы помогают освободиться от ограничений, навязанных существующей моделью. Они должны провоцировать, быть интригующими и непростыми.

Менеджеры ежедневной газеты могут спросить себя: «Что, если мы перестанем печатать свое издание и перейдем исключительно на цифровой формат, распространяя издание, например, через ридер Amazon's Kindle или с помощью Интернета? Это позволит газете резко уменьшить расходы на производство и распространение, но придется отказаться от дохода с печатной рекламы и перевести читателей на цифровые каналы».

Вопросы типа «что, если...» заставляют искать такие бизнес-модели, которые сделали бы возможным осуществление соответствующих умозрительных предположений. Одни вопросы такого рода могут остаться без ответа, потому что слишком провокационны. Но другим нужна просто правильная бизнес-модель, и тогда выдвинутое предположение можно будет легко осуществить.

Что если...?

  • ... покупатели мебели будут выбирать детали на складе, а потом собирать мебель дома самостоятельно? То, что сегодня является привычным, не считалось возможным до того, как IКЕА внедрила сборку мебели в практику в 1960-х гг.

    ...авиалинии не будут покупать двигатели для самолетов, а станут платить определенную сумму за каждый час полета? Именно таким образом Rolls-Roys смогла превратиться из убыточной компании-производителя в сервисную фирму — второго в мире поставщика двигателей для авиалайнеров.

    ...каждый крестьянин в Бангладеш мог бы пользоваться телефоном? Именно этого решила достичь компания Grameenphone вместе с Grameen Ваnk. В тот момент в Бангладеш был самый низкий процент телефонизации в мире. Сегодня Grameenphone — крупнейший налогоплательщик страны.

  • ...международные звонки станут бесплатными? В 2003 г. Skype запустил услугу, которая позволила звонить бесплатно через Интернет. Через пять лет Skype приобрел 400 млн зарегистрированных пользователей, которые в общей сложности сделали 100 млрд звонков.

    ...производители автомобилей не продавали их, а предоставляли только свои услуги? В 2008 г. Dimler в немецком городе Ульме впервые предложил экспериментальную услугу car2go: клиенты могли взять машину из парка car2go и оставить ее в любом месте города, платя за использование по минутам.

    ...люди смогут получать кредиты, не прибегая к помощи банков? Компания Zора, базирующаяся в Великобритании, используя принцип рееr-to-рееr (равный равному), предлагает индивидуальный онлайн-сервис по получению ссуд через Интернет.

Эпицентры инноваций в бизнес-моделированииПроцесс генерации идей